Задачи на калории по биологии с решением огэ

Презентация «Примеры решения задач на калорийность 9 класс ОГЭ»

Инфоурок

› Биология ›Презентации›Презентация «Примеры решения задач на калорийность 9 класс ОГЭ»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Пример решения задач на определение калорийности. Уме­ние определять энер­гоза­тра­ты и со­став­лять пищевой рацион Подготовила: Учитель биологии и географии МБОУ «Карамышевская средняя школа №25 им. Героя Советского Союза А.А. Колоскова Галыгина Марина Викторовна

2 слайд

Описание слайда:

Задание №1 Сер­гей и Даша по­еха­ли в вы­ход­ные ка­тать­ся на ве­ло­си­пе­дах за город. На об­рат­ном пути после трех­ча­со­вой не­быст­рой про­гул­ки они ре­ши­ли за­ехать пе­ре­ку­сить в один из ре­сто­ра­нов быст­ро­го пи­та­ния. Какое меню Вы им пред­ло­жи­те, чтобы ком­пен­си­ро­вать их энер­го­за­тра­ты, если Даша ста­ра­ет­ся есть толь­ко рас­ти­тель­ную пищу и ку­ри­цу и огра­ни­чи­ва­ет себя в слад­ком, а Сер­гей любит мяс­ные блюда? В от­ве­те ука­жи­те энер­го­за­тра­ты про­гул­ки и ре­ко­мен­ду­е­мые блюда с их энер­ге­ти­че­ской цен­но­стью.

3 слайд

Описание слайда:

Таб­ли­ца 1. Энер­ге­ти­че­ская и пи­ще­вая цен­ность про­дук­ции кафе быст­ро­го пи­та­ния

4 слайд

Описание слайда:

Таб­ли­ца 2. Энер­го­за­тра­ты при раз­лич­ных видах фи­зи­че­ской ак­тив­но­сти

5 слайд

Описание слайда:

Пояснение: 1. Каж­дый из пары по­тра­тил 810 ккал. 2. Сер­гею стоит за­ка­зать двой­ной Мак­Маффин (425 ккал), ма­лень­кая пор­ция кар­то­фе­ля-фри (225 ккал) и га­зи­ров­ка (170 ккал). Воз­мож­но любое со­че­та­ние про­дук­тов, но двой­ной Мак­Маффин дол­жен при­сут­ство­вать обя­за­тель­но, сумма ка­ло­рий долж­на быть 810±20 ккал. 3. Даше стоит за­ка­зать салат Це­зарь (250 ккал), кар­то­фель по-де­ре­вен­ски (315 ккал) и апель­си­но­вый сок (225 ккал). Воз­мож­но любое со­че­та­ние про­дук­тов без мяса, мо­ро­же­но­го и слад­ко­го чая, сумма ка­ло­рий долж­на быть 810±20 ккал.

6 слайд

Описание слайда:

Задание №2 Маша и Таня ка­та­лись на ро­ли­ко­вых конь­ках в те­че­ние 2 часов, после чего ре­ши­ли пе­ре­ку­сить в одном из ре­сто­ра­нов быст­ро­го пи­та­ния. Рас­счи­тай­те, что стоит съесть каж­дой из них, чтобы ком­пен­си­ро­вать их энер­го­за­тра­ты. При вы­бо­ре учти­те, что Таня очень любит слад­кое и пред­по­чи­та­ет не есть мясо (при этом ест птицу), а Маша любит есть жир­ные мяс­ные блюда и не мыс­лит обеда без га­зи­ров­ки. В от­ве­те ука­жи­те энер­го­за­тра­ты ка­та­ния и ре­ко­мен­ду­е­мые блюда с их энер­ге­ти­че­ской цен­но­стью.

7 слайд

Описание слайда:

Таблица №1. Энер­ге­ти­че­ская и пи­ще­вая цен­ность про­дук­ции кафе быст­ро­го пи­та­ния

8 слайд

Описание слайда:

Таблица №2. Энер­го­за­тра­ты при раз­лич­ных видах фи­зи­че­ской ак­тив­но­сти

9 слайд

Описание слайда:

Пояснение: . 1. Каж­дая из де­ву­шек по­тра­ти­ла 900 ккал за время ка­та­ния на ро­ли­ко­вых конь­ках. 2. Тане надо за­ка­зать салат Це­зарь (250 ккал) и кар­то­фель по-де­ре­вен­ски (315 ккал) и мо­ро­же­ное с шо­ко­ла­дом (325 ккал). Воз­мож­но любое со­че­та­ние про­дук­тов без мяса, мо­ро­жен­ное долж­но при­сут­ство­вать обя­за­тель­но, сумма ка­ло­рий долж­на быть 900±20 ккал. 3. Маше надо за­ка­зать двой­ной Мак­Маффин (425 ккал), кар­то­фель по- де­ре­вен­ски (315 ккал) и га­зи­ров­ку (170 ккал). Воз­мож­но любое со­че­та­ние про­дук­тов, но двой­ной Мак­Маффин дол­жен при­сут­ство­вать обя­за­тель­но, сумма ка­ло­рий долж­на быть 900±20 ккал.

10 слайд

Описание слайда:

Задание №3 Семья Улья­но­вых (Сер­гей, Га­ли­на и их 10-лет­ний сын Яков) со­бра­лась в бай­да­роч­ный поход на реку на вы­ход­ные (2 пол­ных дня и 1 ночёвка). Улья­но­вы пла­ни­ру­ют про­во­дить на воде по 8 часов в день с оста­нов­кой на не­боль­шой пе­ре­кус рыб­ны­ми кон­сер­ва­ми. Перед при­го­тов­ле­ни­ем ужина Сер­гей по­тра­тит около 30 минут на рубку дров, а Яков по­гу­ля­ет около часа по окрест­но­стям в по­ис­ках ягод. По­мо­ги­те Га­ли­не рас­счи­тать, сколь­ко и каких про­дук­тов надо взять с собой. Учи­ты­вай­те, что Яков будет гре­сти в 2 раза сла­бее, чем его ро­ди­те­ли. По­ка­жи­те свои расчёты, на­пи­ши­те, какие приёмы пищи и какие блюда вы вы­бра­ли для Улья­но­вых.

11 слайд

Описание слайда:

Таб­ли­ца №1. Энер­ге­ти­че­ской и пи­ще­вой цен­но­сти про­дук­тов пи­та­ния, на 100 г про­дук­та

12 слайд

Описание слайда:

Таблица №2. Энер­го­за­тра­ты при раз­лич­ных видах фи­зи­че­ской ак­тив­но­сти

13 слайд

Описание слайда:

Пояснение: 1. По­сколь­ку 8 часов — это 480 минут, два дня по 8 часов — это 960 минут. При греб­ле энер­го­за­тра­ты взрос­лых со­став­ля­ют 4,5 ккал/мин, а энер­го­за­тра­ты Якова 2,25 ккал/мин. По­это­му за 2 дня греб­ли Улья­но­вы по­тра­тят: 960 · (4,5 (Сер­гей) + 4,5 (Га­ли­на) + 2,25 (Яков)) = 10 800 ккал. 2. На рубку дров Сер­гей тра­тит 9,5 ккал/мин, за 30 минут это со­ста­вит 30 · 9,5 = 285 ккал. 3. Во время про­гул­ки Яков тра­тит 4,5 ккал/мин, за 60 минут это со­ста­вит 60 · 4,5 = 270 ккал. 4. Тем самым, общие энер­го­за­тра­ты семьи за два дня со­ста­вят 11 355 ккал. Для вос­пол­не­ния энер­го­за­трат не­об­хо­дим в пер­вый день пе­ре­кус на воде и ужин, а во вто­рой день — зав­трак и пе­ре­кус на воде. В ка­че­стве от­ве­та при­ни­ма­ет­ся любое меню с энер­ге­ти­че­ской цен­но­стью около 11 000 ккал, вклю­ча­ю­щее 2 банки тушёнки, 4 банки шпрот, крупу для каши на зав­трак и со­от­вет­ству­ю­щий гар­нир на ужин. При­ме­ча­ние. Более пра­виль­ным был бы во­прос не о том, какие про­дук­ты надо взять с собой, а о том, какое меню поз­во­лит вос­пол­нить опи­сан­ные в усло­вии энер­го­за­тра­ты. Это не одно и то же: на­при­мер, мы не учли энер­го­за­тра­ты на ба­зо­вый обмен ве­ществ и под­дер­жа­ние тем­пе­ра­ту­ры тела. Кон­крет­ные зна­че­ния за­ви­сят от пола, воз­рас­та и массы тела, но ясно, что толь­ко за время сна семья по­тра­тит не одну ты­ся­чу ка­ло­рий.

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Учебник: «Биология. Общие закономерности», Мамонтов С.Г., Захаров В.Б.

Номер материала: ДБ-308776

Вам будут интересны эти курсы:

Источник

Решение задач по теме: «Нормы питания. Энергозатраты человека и пищевой рацион»

Практическая работа:

Решение задач по теме « Нормы питания. Энергозатраты человека и пищевой рацион»

При решении задач пользуйтесь данными таблиц.

Таблица 1

Задачи на калории по биологии с решением огэ

Таблица 2

Задачи на калории по биологии с решением огэ

Задание №1

Ольга, ма­стер спор­та по боль­шо­му теннису, на­хо­дит­ся на тре­ни­ро­воч­ных сборах, где каж­дый день в те­че­ние четырёх часов (утром и вечером), ак­тив­но тре­ни­ру­ет­ся со сво­и­ми подругами. В сво­бод­ное время между двумя тре­ни­ров­ка­ми де­вуш­ки ре­ши­ли по­обе­дать в ре­сто­ра­не быст­ро­го питания. Ис­поль­зуя дан­ные таб­лиц 1 и 2, пред­ло­жи­те Ольге оп­ти­маль­ное по ка­ло­рий­но­сти и со­от­но­ше­нию бел­ков меню из пе­реч­ня пред­ло­жен­ных блюд и на­пит­ков для того, чтобы ком­пен­си­ро­вать свои энер­го­за­тра­ты утрен­ней двух­ча­со­вой тренировки.

При вы­бо­ре учтите, что Ольга любит слад­кое и обя­за­тель­но за­ка­жет мо­ро­же­ное с шо­ко­лад­ным наполнителем, а также слад­кий напиток. Од­на­ко тре­нер про­сил Ольгу по­треб­лять блюда с наи­боль­шим со­дер­жа­ни­ем белка.

В от­ве­те ука­жи­те энер­го­за­тра­ты утрен­ней тренировки, ре­ко­мен­ду­е­мые блюда, ка­ло­рий­ность обеда и ко­ли­че­ство бел­ков в нём.

Задание №2

Сергей и Даша по­еха­ли в вы­ход­ные ка­тать­ся на ве­ло­си­пе­дах за город. На об­рат­ном пути после трех­ча­со­вой не­быст­рой про­гул­ки они ре­ши­ли за­ехать пе­ре­ку­сить в один из ре­сто­ра­нов быст­ро­го питания. Какое меню Вы им предложите, чтобы ком­пен­си­ро­вать их энергозатраты, если Даша ста­ра­ет­ся есть толь­ко рас­ти­тель­ную пищу и курицу и огра­ни­чи­ва­ет себя в сладком, а Сер­гей любит мяс­ные блюда?

В от­ве­те ука­жи­те энер­го­за­тра­ты про­гул­ки и ре­ко­мен­ду­е­мые блюда с их энер­ге­ти­че­ской ценностью.

Задание №3

Маша и Таня ка­та­лись на ро­ли­ко­вых конь­ках в те­че­ние 2 часов, после чего ре­ши­ли пе­ре­ку­сить в одном из ре­сто­ра­нов быст­ро­го питания. Рассчитайте, что стоит съесть каждой из них, чтобы ком­пен­си­ро­вать их энергозатраты. При вы­бо­ре учтите, что Таня очень любит слад­кое и пред­по­чи­та­ет не есть мясо (при этом ест птицу), а Маша любит есть жир­ные мяс­ные блюда и не мыс­лит обеда без газировки.

В от­ве­те ука­жи­те энер­го­за­тра­ты ка­та­ния и ре­ко­мен­ду­е­мые блюда с их энер­ге­ти­че­ской ценностью.

Задание №4

Семья Улья­но­вых (Сергей, Га­ли­на и их 10-летний сын Яков) со­бра­лась в бай­да­роч­ный поход на реку на вы­ход­ные (2 пол­ных дня и 1 ночёвка). Улья­но­вы пла­ни­ру­ют про­во­дить на воде по 8 часов в день с оста­нов­кой на не­боль­шой пе­ре­кус рыб­ны­ми консервами. Перед при­го­тов­ле­ни­ем ужина Сер­гей по­тра­тит около 30 минут на рубку дров, а Яков по­гу­ля­ет около часа по окрест­но­стям в по­ис­ках ягод. По­мо­ги­те Га­ли­не рассчитать, сколь­ко и каких про­дук­тов надо взять с собой. Учитывайте, что Яков будет гре­сти в 2 раза слабее, чем его родители. По­ка­жи­те свои расчёты, напишите, какие приёмы пищи и какие блюда вы вы­бра­ли для Ульяновых.

Ответы на задачи по теме «Нормы питания. Энергозатраты человека и пищевой рацион»

(Задачи из сайта «Решу ОГЭ биология»)

Задача №1

Верно ука­за­ны сле­ду­ю­щие эле­мен­ты ответа:

1) Энер­го­за­тра­ты тре­ни­ров­ки — 900 ккал.

2) Ре­ко­мен­ду­е­мые блюда: мо­ро­же­ное с шо­ко­лад­ным наполнителем, двой­ной МакМаффин, салат овощной, чай с са­ха­ром (две чай­ных ложки).

3) Ка­ло­рий­ность ре­ко­мен­до­ван­но­го обеда (325+425+60+68) = 878 ккал, ко­ли­че­ство белков — 48 г.

Задача №2

1. Каждый из пары по­тра­тил 810 ккал.

2. Сергею стоит за­ка­зать двой­ной Мак­Маффин (425 ккал), ма­лень­кая пор­ция картофеля-фри (225 ккал) и га­зи­ров­ка (170 ккал).

Возможно любое со­че­та­ние продуктов, но двой­ной Мак­Маффин дол­жен при­сут­ство­вать обязательно, сумма ка­ло­рий долж­на быть 810±20 ккал.

3. Даше стоит за­ка­зать салат Це­зарь (250 ккал), кар­то­фель по-деревенски (315 ккал) и апель­си­но­вый сок (225 ккал). Воз­мож­но любое со­че­та­ние про­дук­тов без мяса, мо­ро­же­но­го и слад­ко­го чая, сумма ка­ло­рий долж­на быть 810±20 ккал.

Задача № 3

Каждая из де­ву­шек по­тра­ти­ла 900 ккал за время ка­та­ния на ро­ли­ко­вых коньках.

2. Тане надо за­ка­зать салат Це­зарь (250 ккал) и кар­то­фель по-деревенски (315 ккал) и мо­ро­же­ное с шо­ко­ла­дом (325 ккал). Воз­мож­но любое со­че­та­ние про­дук­тов без мяса, мо­ро­жен­ное долж­но при­сут­ство­вать обязательно, сумма ка­ло­рий долж­на быть 900±20 ккал.

3. Маше надо за­ка­зать двой­ной Мак­Маффин (425 ккал), кар­то­фель по- де­ре­вен­ски (315 ккал) и га­зи­ров­ку (170 ккал).

Возможно любое со­че­та­ние продуктов, но двой­ной Мак­Маффин дол­жен при­сут­ство­вать обязательно, сумма ка­ло­рий долж­на быть 900±20 ккал.

Задача №4

1. По­сколь­ку 8 часов — это 480 минут, два дня по 8 часов — это 960 минут. При греб­ле энер­го­за­тра­ты взрос­лых со­став­ля­ют 4,5 ккал/мин, а энер­го­за­тра­ты Якова 2,25 ккал/мин. По­это­му за 2 дня греб­ли Улья­но­вы по­тра­тят:

960 · (4,5 (Сергей) + 4,5 (Галина) + 2,25 (Яков)) = 10 800 ккал.

2. На рубку дров Сер­гей тра­тит 9,5 ккал/мин, за 30 минут это со­ста­вит 30 · 9,5 = 285 ккал.

3. Во время про­гул­ки Яков тра­тит 4,5 ккал/мин, за 60 минут это со­ста­вит 60 · 4,5 = 270 ккал.

4. Тем самым, общие энер­го­за­тра­ты семьи за два дня со­ста­вят 11 355 ккал.

Для вос­пол­не­ния энер­го­за­трат не­об­хо­дим в пер­вый день пе­ре­кус на воде и ужин, а во вто­рой день — зав­трак и пе­ре­кус на воде. В ка­че­стве от­ве­та при­ни­мается любое меню с энер­ге­ти­че­ской цен­но­стью около 11 000 ккал, вклю­ча­ю­щее 2 банки тушёнки, 4 банки шпрот, крупу для каши на зав­трак и со­от­вет­ству­ю­щий гар­нир на ужин.

Примечание.

Более пра­виль­ным был бы во­прос не о том, какие про­дук­ты надо взять с собой, а о том, какое меню поз­во­лит восполнить описанные в усло­вии энергозатраты. Это не одно и то же: например, мы не учли энер­го­за­тра­ты на ба­зо­вый обмен ве­ществ и под­дер­жа­ние тем­пе­ра­ту­ры тела. Кон­крет­ные зна­че­ния за­ви­сят от пола, воз­рас­та и массы тела, но ясно, что толь­ко за время сна семья по­тра­тит не одну ты­ся­чу калорий.

Источник

Алгоритм решения 31 задания ОГЭ по биологии на умение определять энергозатраты при различной физической нагрузке, составлять рационы питания

Методические рекомендации по подготовке учащихся к выполнению задания №31 государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования

Третье задание второй части (№ 31) имеет высокий уровень сложности и требует от экзаменуемого сформированности умений вычислять энергозатраты при различной физической нагрузке, составлять рацион питания в соответствии с условиями ситуационной задачи. В предлагаемых заданиях экзаменуемый должен учитывать не только физические, но и гендерные отличия, возраст, образ жизни и пищевые пристрастия подростка или молодого человека.

Задание 31 представляет собой ситуационную биологическую задачу, проверяющую умение обучающего вести учёт энергозатрат организма и энергетической ценности пищи.

Контекст задания базируется на проверке умений работать не только со статистическими данными, приведёнными в таблицах, но и на способности учитывать конкретные условия задачи, где подросток или молодой человек оказывается в ситуации приближенной к реальной.

Отбор статистических данных для задания 31 осуществлен с учетом доступности, актуальности и соответствия биологическому содержанию, изучаемому в основной школе, а также познавательного интереса учащихся. Учитывались и возможности объективной проверки конкретных знаний, умений и видов деятельности, удовлетворяющих требованиям уровня подготовки экзаменуемых.

Введение в экзаменационные материалы статистических данных биологического содержания дает возможность проверить следующие предметные и общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

— находить нужную информацию, представленную в таблицах;

— проводить анализ данных, находить явные и скрытые связи, строить на основании сравнений данных собственные умозаключения;

— отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющиеся данные представленные в таблицах;

— соотносить собственные знания с информацией, полученной из данных таблиц.

Задание 31 предполагает краткий ответ и оценивается в 3 балла.

Максимальный балл ставится только в том случае, если экзаменуемый учел все необходимые требования, сформулированные в условии задания.

I . Теоретический материал

Главным условием жизни организма является обмен веществ и энергии (метаболизм).

Энергетические затраты, идущие на поддержание жизни при наибольшем покое, называются основным обменом.

Энергетические затраты при выполнении работы, передвижении в пространстве и т.д. — называются общим обменом.

Различные виды работ вызывают разные энергозатраты организма.

Энергозатраты организма выражаются в килокалориях (ккал).

При оценке и составлении пищевых рационов необходимо учитывать следующие условия .

1. Калорийность пищевого рациона должна соответствовать расходу энергии, которая слагается из:

а) основного обмена (затраты при мышечном покое, натощак и при температуре комфорта);

б) надбавки на деятельное состояние организма без работы (бытовые траты), составляющей 25-30% основного обмена (на 8 часов нерабочего времени);

в) надбавки на работу — величина, которая зависит от характера профессионального труда;

г) надбавки на специфически динамическое действие пищи (15% суточного основного обмена).

2. Соотношение пищевых веществ должно обеспечивать оптимальную усвояемость и более полное использование их.

Пищевой рацион каждого человека должен содержать белки, жиры и углеводы, необходимые для пластических целей, включающие потенциальную химическую энергию равную энергии общего обмена.

Важно, чтобы одновременно с белками, жирами и углеводами в организм поступали и витамины, являющиеся коферментами обменных процессов.

Наилучшим соотношением белков, жиров и углеводов является 1:1:3 в младшем детском возрасте, 1:1:4 в старшем школьном возрасте, 1:2,7:4,7 у взрослых. Энергия, освобождаемая в организме при утилизации 1 г белков и углеводов, равна 4,1 ккал, а при утилизации 1г жиров — 9,3 ккал.

Для детей характерна повышенная потребность в белках. Для детей до 3 лет необходимо в сутки — 4 г белков на 1кг веса, для детей от 3 до 7 лет — 3,5 г, от 7 до 11 лет — 3 г, от 11 до 15 лет — 2,5 г, от 15 до 17 лет — 2 г и для взрослых — 1,5 г.

Зная вес и возраст человека, нетрудно составить набор продуктов, содержащий нужное количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов. Умножив полученные данные на соответствующие коэффициенты, можно получить количество энергии, которое эти питательные вещества могут дать организму. Сравнив это количество с общим обменом человека, можно рассчитать энергетический баланс организма и внести соответствующие коррективы.

Питаться необходимо 3-4 раза в день. Наиболее целесообразно четырехразовое питание. Примерное распределение калорийности суточного режима характеризуется следующими цифрами (в %):

ЗавтракОбедПолдникУжин
Четырехразовое питание30 — 3535 — 405 -1025 — 30
Трехразовое питание304525

3. Пищевые вещества должны поступать с продуктами как растительного, так и животного происхождения.

4. Пища должна быть вкусной и достаточной по объему.

Полноценность пищи в количественном отношении должна полностью покрывать энергетические затраты организма.

II . Практический материал

Алгоритм решения 31 задания ОГЭ по биологии на умение определять энергозатраты при различной физической нагрузке, составлять рационы питания

1. Внимательно прочитайте задачу.

2. Подчеркните в тексте задачи важную информацию: Кто? Сколько лет, чем занимаются? (плавание, езда на велосипеде…), сколько времени, что предпочитают есть? Что надо рассчитать, на какие вопросы ответить?

3. Переведите часы в минуты:

1 ч. — 60 мин., 1,5 ч. — 90 мин., 2 ч. — 120 мин…

4. Найдите в данных таблицах нужные сведения (энер­гетическая стоимость какого-либо вида деятельности).

5. Рассчитайте энергозатраты с учетом времени, если это требуется:

Энергозатраты = энергетическая стоимость × на минуты.

6. Подберите нужное менюдля завтрака, обеда или ужина. Сумма ка­ло­рий различных блюд долж­на соответствовать энергозатратам (допускается отклонение ± 10 ккал). В некоторых задачах говорится, что калорийность не должна превышать энергозатрат! Обратите внимание, что чай можно взять с одной (34 ккал, 7 г углеводов) или двумя (68 ккал, 14 г углеводов) ложками сахара.

7. Если требуется рассчитать отношение количества поступивших с пищей белков, жиров или углеводов к их суточной норме используйте метод пропорции.

8. Еще раз прочитайте задачу. Расчетов может быть несколько!

9. Оформите решение задачи:

1) Определите энергозатраты.

2) Составьте меню в таблице:

БлюдаКалорийность (ккал)Содержание белков, жиров или углеводов (г)
Итого:

3) Сделайте дополнительные расчеты.

Источник

Читайте также:  Калории в одном печеном яблоке