Сказкотерапия от лишнего веса

Сказка про то, как правильно худеть. Статья. Здоровое питание. Самопознание.ру

Часто рассказываю сказки на тренинге. В диалоге с участниками эти сказки становятся понятными по отношению к той или иной проблеме. Без этого диалога мне довольно сложно донести ту «грань» сказки, которая объясняет именно эту, важную в данный момент проблему или отвечает именно на этот вопрос.

Но попробую. Напишу её как помню без каких либо толкований, хотя «по изгаляться» есть над чем. А позже, назову вещи своими именами и покажу, как это работает на примере снижения веса. Итак…

Три поросенка.

Жили — были три поросёнка Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф. Пели, танцевали себе где-то на полянке. В какой-то момент решили они построить домики, чтобы ночью не съел бы их волк.

Ниф-ниф построил себе домик из соломы, потратив на это 10–15 минут, и продолжал петь и веселиться.

Наф-наф, глядя на домик братца, решил построить домик из веточек и прутиков, сплёл себе хижину внешне напоминающую настоящий домик. Потратив на это час, два, не более, и тоже продолжил веселиться.

Нуф-нуф вразумлял своих братьев, говоря, что надо построить крепкий дом, но его никто не слушал. Тогда он начал месить раствор, класть камни, строить свой крепкий дом. И на это у него ушло все время, некогда ему было петь и плясать.

Начало вечереть и стали стираться границы полянки и леса, а в лесу жил злой волк. Спрятались поросята по домикам. И вот из леса вышел волк. Нужно ли волку видеть поросёнка, что бы его найти? Нет, поэтому он сразу подошёл к домику Ниф-нифа и просто дунул так, что домик развалился. Со страха побежал Ниф-ниф к своему братцу Наф-нафу, закрылись они в домике из веточек. Подошёл волк и к этому домику. Дунул раз, покачнулся домик, но устоял, дунул другой раз, развалился и этот домик. Побежали поросята, не видя дороги от страха, так быстро, как только могли нести их ноги и прибежали они к третьему брату Нуф-нуфу. А он, после тяжёлых трудов сидел у камина и попивал чай, глядя на огонь. Постучались к нему поросята и давай наперебой рассказывать, какой там страшный волк, какие у него зубы и как им чудом удалось спастись, что нужно прятаться, иначе волк и сюда придёт и всех съест. И забившись под кровать, дрожали там от страха. А Нуф-нуф посмеивается над ними и продолжает пить чай у камина, говоря о том, что здесь им нечего бояться. Прибежал волк и стал дуть на домик, а он стоит не качнётся, тогда волк стал стучать в дверь и по стенам, но домик был настолько хорошо сложен, что устоял и под таким натиском. Тогда волк заметил, что из трубы идёт дым и решил проникнуть в дом через дымоход. Но на огне стоял котёл с чем-то горячим, ошпарился волк и убежал к себе в лес. А поросята стали жить вместе и с тех пор перестали бояться волка.

Ну, в общем, как-то так.

Теперь зачем я это все тут решил вспомнить? Примерно так происходит и с теми кто так и не понял принципы своего набор веса. И постоянно садятся на очередную диету.

И так, действующие лица и исполнители:

Волк — Голод, который, как правило, приходит по вечерам, если в течении дня себя толком не кормили. И ему все равно, что, кого и сколько есть!

«У меня такой аппетит по вечерам!» Какой же это аппетит? Давайте я вас, наконец, представлю: «Знакомьтесь, это — голод! Голод, это поросята, они считают, что тебя можно обмануть, убежать или не обращать на тебя внимания». Теперь вы знаете, что это не аппетит, и почему он пришёл именно к Вам. И именно вечером.

Ниф-ниф — очень занятой человек, который хочет похудеть, но не имеет времени себя кормить. Поэтому на завтрак два горячих блюда: кофе и сигарета.

Вообще у этого склада людей «особое» отношение ко времени своей жизни. Как Скарлет О, Хара: «Я об этом подумаю завтра». И потом почему-то приходит удивление что и «жизни то не видел (а)». Сталкиваясь со «следствием», начинают с ним вести борьбу, не делая выводов о «причинах». Создавая себе много разных проблем. На примере с весом это будет вариант: «Что бы съесть вечером, что бы похудеть?» и «хлопанье» дверцей холодильника будет до тех пор, пока не уснёт, а утрам начнёт себя винить и обвинять в слабохарактерности.

Наф-наф — человек, который «всё» знает о похудении и скорее изображает выполнение рекомендаций, направленных на снижение веса. Внешне его домик напоминает настоящий, но дунь посильней и он развалится. Он может «правильно» считать килокалории, знать, что с чем «сочетается» и может уверять всех окружающих, что он не голоден. Не понимая, что: «я не голоден» и «я не чувствую голод» это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Он знает как «правильно», забывая, что телу и голове в еде нужны разные вещи.

По жизни подобные люди это чистые «теоретики» и «критики». Делать ни чего не будут они «особые». Их удивительная вера в свою особенность забивается в голову с детства, поэтому им нет смысла взрослеть у них всегда имеют рядом с собой «родители». Папиков, мам или нянь, которые решают их проблемы по жизни. Если продолжать тему похудения, то индустрия похудения предоставляет в избытке подобных «заботливых» нянек, лишь бы платили.

Нуф-нуф — человек, который имеет представление о причинно — следственной связи. Одним словом взрослый человек, отвечающий за то что есть в его жизни сейчас. Умеющий думать на 1–2 шага в перед. Если взять тему веса, изначально понимающий принципы дробного кормления. Прислушиваясь к потребностям тела, осознавая ответственность процесса снижения веса, что все в его руках.

Котёл на огне в доме поросёнка (эта самая страшная тайна) — Горячая еда. Голод боится горячую пищу. Да, да и никак вам не может навредить по вечерам, а даже помочь в снижение веса, особенно если вы регулярно себя кормили с самого утра.

Вот такая вот история.

Источник

Сказкотерапия: польза, технология

Иногда бывает настолько сложно разобраться в создавшейся ситуации, в своих чувствах, что просто руки опускаются. Как быть? Здесь может помочь сказкотерапия.

Современный мир полон боли, разочарования от неудавшихся попыток достичь счастья. Кто-то страдает о того, что состоит в плохих отношениях со своими родителями. Кто-то не может наладить общий язык с детьми. У кого-то личная жизнь превратилась в ад. И каждому из нас порой кажется, что то, что с нами происходит — это впервые. Что не было раньше ничего подобного на земле. Что никого так сильно, как нас, не обижали, не оскорбляли.

Однако, на самом деле, всё на свете повторяется: миллионы людей, которые жили до нас на земле, когда- то уже пережили всё то, что переживаем мы. Они как-то справились со своей болью, наладили диалог с окружающими, смогли победить свою немощь. Историю того, как крепнет человеческая душа, можно прочесть в сказках.

Польза сказкотерапии

Сказки, написанные неизвестными представителями народной культуры или заботливо собранные авторами-писателями (Андерсен, Братья Гримм и др.) в пространстве фольклорного быта, дают нам полезные уроки о том, как выжить в бушующем мире.

Однако, чтобы извлечь из сказки какие-то уроки, нужно научиться смотреть вглубь текста, читать между строк, «примерять» сказочные роли и наряды на себя. Именно в этом может помочь психолог.

Для человека, читающего сказку, важно знать, что она идёт из глубины веков, и поэтому в ней есть тайна и мудрость предыдущих поколений. Но ещё важнее, что сказка связана с нашим личным детством: с тем, что читали нам в младенчестве родители.

Особую роль в сказкотерапии играет завораживающий язык сказки с её таинственными повторами: «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом» «на калиновом мосту, на реке смородиновой», «красна девица», «добрый молодец». Необычные словесные фигуры вырывают нас из скучного пространства, в котором мы привыкли жить, предлагают разорвать шаблоны и переосмыслить все проблемы, найти выходы из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

Особенно полезна сказка людям рациональным, которые давно не верят в чудо. Сказка помогает довериться интуиции, раскрепоститься, услышать внутренний голос. Попробуем почитать вместе?

Архетипические герои

«Архе» — значит древний. Архетипические герои встречаются в большинстве сказок, то есть являются самыми древними выразителями человеческих идей. Однако эти герои имеют прямое отношение ко дню сегодняшнему, так как многие люди строят свою жизнь в соответствии с этими моделями:

  1. Дурак. С виду неказист, однако оказывается умнее и находчивее всех.
  2. Богатырь. Борется с многочисленными врагами, бесстрашный защитник, герой.
  3. Иван Царевич. Призван выполнять некую опасную и сложную задачу, связанную с риском и геройством, проходит через испытания.
  4. Солдат. Верный товарищ, надёжный сосед, с готовностью помогает всем в борьбе со злым колдуном, мертвецом, нечистой силой и т. д.
  5. Царь. Часто олицетворяет социальное зло, притесняющее обычных людей.
  6. Василиса Прекрасная. Дарит главному герою любовь, но за неё нужно бороться.
  7. Золотая рыбка, серый волк и др. Волшебные помощники главного героя, справляются с любой сложной задачей.
  8. Чёрт. Олицетворяет нечистую силу, зло, совершает пакости, изводит людей.
  9. Мать (или Мачеха). Родная мать дарит любовь, тепло и заботу, мачеха же — полная её противоположность.
  10. Баба-яга. Носительница мудрости, власти, может преследовать героя.
  11. Кощей. Олицетворяет разрушение, насилие, человеконенавистничество, деструктивную социальную силу.
Читайте также:  Лишний вес наши мысли

Сказкотерапия: пример работы психолога

Я веду тренинг по сказкотерапии. На стульях сидят взрослые дяденьки и тётеньки. Все они настроены по-разному. Кто-то ждёт, что сейчас произойдёт чудо. Кто-то, наоборот, скептически ухмыляется: «Я в сказки не верил и не поверю…»

Я спрашиваю, чего они ожидают от этого тренинга? «Меня внучка не слушается, — говорит одна женщина. — Может, вы научите, как ей правильно сказки рассказывать?».

«А от меня молодой человек ушёл, — говорит девушка со слезами на глазах. — И мне очень горько на душе. Вспомнила, что в детстве мне мама сказки читала, от чего мне очень приятно становилось на душе. Вот я и решила повторить этот опыт. Может, мне от сказки станет легче?»

Я прошу каждого рассказать про свои детские воспоминания о сказке. Мужчина рассказывает, что ему было всегда непонятно, почему в сказке про Курочку Рябу разбилось яичко. Неужели нельзя было его подальше от края стола положить, чтобы мышка не столкнула? Видно, что мужчина вообще все проблемы решает рационально, расчётливо. Я прошу его рассказать, как должна была бы, по его мнению, завершиться сказка. Он говорит, что курочка, которая что-то там невнятно кудкудахчет, обязана была бы, на самом деле, сообщить конкретные сроки, в которые она собирается снести деду и бабе новое яичко. Тут поднимает руку какая-то женщина: «А я считаю, что нельзя требовать называть сроки. А вдруг не получится выполнить, и почувствуешь себя виноватой?»

Один юноша поднимает руку: «Вот моя девушка сейчас требует, чтобы я точно назвал ей дату нашей свадьбы. А я пока не готов…»

Мы все вместе смеёмся: всем нам хочется верить, что в жизни не обязательно следовать точным датам, и что какие-то вещи следует делать незапрограммированно, спонтанно. Даже мужчина, который до этого заочно спорил с Курочкой Рябой, ухмыляется: «Да, с датами я, возможно, погорячился…»

Затем я даю всем участникам тренинга прочесть сказку «Волк и лиса». Вкратце сюжет таков: волк приютил лисичку, которой негде было жить, а она его, вместо благодарности, обворовала, но при этом он продолжал ей верить и жить с ней вместе. Участники тренинга возмущены. Чему учит эта сказка? Тому, чтобы смиряться с предательством? Я объясняю: в каждой сказке есть много напластований, и этот сюжет сложился таким образом не сразу.

Возможно, поначалу в сказке речь шла о целом народе, который по каким-то климатическим причинам вынужден был мигрировать (его олицетворяет лиса, у которой растаяла ледяная избушка) и заключить договор с ранее враждебным племенем (волк). Да, теперь племена живут вместе, но вражда не пропала — и одно племя ворует у другого еду. И все равно они продолжают жить вместе.

В сказке не даётся объяснения, почему волк отказывается враждовать с обокравшей его лисой. «А вы как думаете — почему?», спрашиваю я у присутствующих. «Он просто дурак», — говорит одна из женщин. «Он просто хитёр и хочет ее использовать в дальнейшем», — отвечает другая. «Он мудр и не хочет войны. Он надеется на то, что лиса перевоспитается и станет доброй», — говорит третья женщина.

Я признаю, что во всех прозвучавших репликах есть доля истины. И каждый сейчас сможет извлечь свой урок: прощать обидчиков, или воевать с ними, или изгонять, перевоспитывать. Каждая сказка — это, на языке программистов, «приложение с открытым кодом»: просто бери и делай с ней, что хочешь.

Дальше я предлагаю участникам погадать. Каждый из них открывает книгу со сказками и читает первую попавшуюся фразу, а потом объясняет, почему эта фраза ему досталась.

«Поворотил к замку, въехал во двор, лошадь на конюшню поставил и задал ей корму, а сам в палаты пошёл», — читает одна женщина строчку из сказки «Заколдованная королевна». Потом поворачивается к нам и говорит: «Да, я действительно только об этом и думаю. К нам сейчас приехал отец, я должна ему предложить написать завещание, но никак не решаюсь это сделать….» Мы вместе со всей группой начинаем придумывать, как помочь женщине.

Потом читает строчку один парень. «Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась». Юноша раздумывает над смыслом долго: среди его знакомых нет никакой Машеньки, и в лес он не ходит, и заблудиться не боится. Я пытаюсь ему подсказать: «Возможно, в вашей жизни есть человек, который сейчас очень растерян, «заблудился» в духовном плане?» Юноша подтверждает: оказывается, да, его сестра (правда, зовут её не Маша, а Ирина) сейчас решает, в какой вуз ей поступить, на этом фоне сильно ссорится с родителями. Подумав, юноша говорит: «Наверное, я напрасно слишком дистанцировался от этой проблемы. Думаю, ей нужна моя помощь. Может, я ничего путного ей не предложу. Но сам факт того, что я заявлю о своей поддержке, будет для неё важен».

Мы продолжаем листать книгу с участниками тренинга. И каждый находит в сказке что-то важное для себя.

Технология сказкотерапии

Занятия сказкотерапией можно проводить и самостоятельно, если у вас достаточно знаний и фантазии.

Полезные упражнения для занятия сказкотерапией с детьми:

  • предложите ребёнку порисовать на тему сказки, слепить её героев из пластилина;
  • проиграйте с ребёнком сказку в игрушечном театре, чтобы он в диалогах почувствовал и понял героев;
  • попросите ребёнка объяснить, почему тот или иной герой сказки ведёт себя определённым образом. Спросите, как бы ребёнок повёл себя в аналогичной ситуации, что неправильно сделал герой.

Полезные упражнения для занятия сказкотерапией со взрослыми:

  • прочитайте сказку и подумайте, как она соотносится с вашей жизнью;
  • придумайте для сказки другой конец и объясните, почему он пришёл вам в голову;
  • придумайте сказку, попытайтесь её проанализировать. Прочтите её людям, которым вы доверяете, спросите их мнение. Вернитесь к сказке через какое-то время и попытайтесь понять, изменилось ли ваше отношение к ней.

Автор: Родион Чепалов (практикующий психолог, коуч)

Источник

Что такое сказкотерапия и как она лечит. Интервью с психологом

Существует множество разновидностей психотерапии. Одна из них — сказкотерапия. Выясняем, как она работает, зачем это взрослым и что говорит о вас ваша любимая сказка.

Натэла Ханэлия,

специалист по консультативной психологии, этнопсихологии и психологии в бизнесе. Окончила магистратуры Московского института психоанализа, а также Уппсальского и Ливерпульского университетов

Как народные сказки могут быть задействованы в работе с психологом?

В прошлом целители и рассказчики были одинаково почитаемы. Ведь сказки создавались и передавались из уст в уста, запечатлевая некий универсальный человеческий опыт, в том числе психологический. Именно поэтому мы можем видеть, что в сказочном наследии от Европы до Азии много похожих сюжетов. Сказки отражают базисные паттерны психики. Исследователь мифологии Кэмпбелл говорил, что в затруднительной ситуации важно просто подобрать правильную сказку, с помощью которой вы сможете найти выход и справиться со стоящими перед вами задачами. В сказках мы можем найти ключи к разным аспектам жизни: взрослению, становлению, отделению от родителей, межличностным отношениям и так далее. И даже если мы не будем заниматься интерпретацией сюжета сказок, сам рассказ сказки уже оказывает терапевтический эффект.

Читайте также:  Гипертония диета лишний вес

Вы сказали о повторяющихся сюжетах сказок разных народов мира. Какие сюжеты повторяются чаще всего?

Всюду мы можем встретить сюжет о красавице и чудовище — в Европе, Индонезии, Турции. Часто встречаются сказки, где главная героиня — падчерица, условно Золушка. Другой распространенный сюжет — о подмененной невесте, когда в ходе определенных перипетий на ее месте оказывается, например, служанка, которая выдает себя за невесту принца. Такие сказки есть в Европе, Дагестане, Таиланде. Животные-помощники — тоже частые герои сказок. А вообще разработан сказочный классификатор, где отмечены все самые популярные сюжеты сказок. Наиболее распространенным является указатель сюжетов фольклорной сказки Аарне-Томпсона, где каждому сюжету присвоен свой уникальный номер. Например сюжет «чудесные дети» стоит в указателе под номером 707 и объединяет различные истории о чудесном рождении и чудесных свойствах детей. А сюжет номер 451 — это сказки о братьях, превращенных в птиц и о спасающей их сестре. 

В каких случаях сказкотерапия применима для взрослых?

Сказка соединяет наше сознательное с бессознательным, иррациональным, с миром образов и эмоций, с нашими глубинными переживаниями. Сказка нужна нам тогда, когда мы хотим посмотреть на то, что происходит внутри нас, миновав при этом поверхностный пласт наших собственных привычных представлений о себе и мире. Если человек застрял в какой-то проблеме, то сказка может помочь ему найти выход, дать иной взгляд на проблему.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень»

© kinopoisk.ru

Как это происходит?

Во время индивидуальной работы с человеком мы можем попросить его вспомнить любимую сказку. При этом нужно внимательно слушать, как человек рассказывает ее. Во взрослом возрасте мы зачастую упускаем какие-то важные моменты или, наоборот, что-то добавляем, и это очень показательно: можно увидеть, в чем именно проблема. Дело в том, что в сказке нет ничего лишнего. И даже если какие-то ситуации, как нам кажется, абсурдны, они очень важны. Сказка прокладывает путь из проблемной ситуации к целостности, из реальной травматичной ситуации к ее разрешению. Есть, к примеру, сказка про девушку-безручку (классический сюжет, встречается и у братьев Гримм, и в Армении, и в Испании, и в сборнике Афанасьева). В начале сказки отец отрубает девушке руки. Это потеря. Это травма. Сказка заканчивается тем, что эти руки снова отрастают. На языке символов мы могли бы говорить, что руки связаны с нашей способностью творить. Мы можем смотреть на этот процесс как на восстановление психической целостности. По тому, как человек рассказал свою сказку, мы можем определить, каких кусочков, звеньев может ему не хватать для решения своей проблемы.

Сказки также ценны тем, что помогают людям вернуться к своему эмоциональному содержанию. Когда мы теряем контакт со своими инстинктами, мы оказываемся отрезанными от ощущения того, кто мы есть. Сказки исцеляют, потому что они могут помочь нам восстановить связь с этой инстинктивной основой. Они напоминают нам о том, что мы всегда знали, но, возможно, забыли. Прикосновение к «историческим основам» психики устраняет внутренний раскол и напоминает нам, что мы являемся частью большой истории. В этом смысле сказка может стать нашим проводником. В первую очередь, к тому знанию о себе, что недоступно нам на рациональном уровне. А это может помочь нам осознать те процессы, которые происходят в нашей жизни на текущий момент. Например, сказка «Пастушка гусей» как раз относится к сюжету о подмененных невестах. Проживая историю принцессы, которая в силу своей скромности и застенчивости оказалась пастушкой гусей, мы можем посмотреть на то, что происходит с нашим собственным голосом, почему он оказывается тише всех других голосов и какой путь надо пройти, чтобы обрести способность говорить «нет» и отстаивать себя.

Мы можем также узнать, какие архетипические мотивы играют важную роль в нашей жизни. Есть такое понятие, как сценарий, и через любимую сказку можно проанализировать, какой у нас жизненный сценарий.

Когда мы работаем со сказкой, то можно говорить о том, что мы как бы проживаем эту сказку. Что это значит? Сказка является отражением различных психических процессов, и на всех персонажей сказки можно смотреть как на фигуры внутреннего пространства человека, поэтому любая работа со сказкой — это глубокое исследование своего внутреннего мира. То, какой отклик сказка находит именно в нас, какие истории из нашей повседневной жизни ассоциативно всплывают, дает большой инструментарий для самопознания. Также, работая со сказкой, мы можем рассмотреть свою жизненную ситуацию, потому что сказка — это максимально концентрированная история, она раскрывается и наполняется посредством нашей личной истории и опыта. Сказки находят в нас отклик, потому что это первые учебники очень практической психологии. К примеру, есть сюжеты о том, как человек отделяется от своих родителей, взрослеет, вступает во взрослую жизнь и обретает личностную автономию. Если это актуальная для меня проблема, я могу подобрать сказку и найти там варианты преодоления трудностей.

Конечно, сказка не дает четкие инструкции вроде «в полночь обернись, перекувыркнись и прыгни в котел с горячей водой». Нам нужно подумать: что будет для нас означать этот прыжок или встреча с каким-то персонажем? Это не буквальная инструкция, она запускает в нас воображение, фантазию. Когда в группе десять человек читают одну сказку, это десять разных сказок. Сказка многозначная, в ней очень много смыслов.

«Гарри Поттер», «Хроники Нарнии» или другие популярные современные сказки обладают терапевтическим эффектом?

Безусловно, потому что это тоже мир образов. Правда, авторские сказки вроде «Гарри Поттера» или сказок Андерсена, помимо архетипических мотивов, содержат также авторские переживания.

Большинство современных классических историй строятся по структуре «путь героя» Кэмпбелла. Например, трилогия «Властелин колец». Герой проходит определенные этапы и развивается. Он проходит этап, который называется «зов». На этом этапе герой встречается с ощущением, что обычная, привычная реальность, хоть и удобна, но не соответствует его внутреннему потенциалу и что-то неопределенное, незнакомое и далекое манит его. И в определенный момент он слышит зов, и ему важно на него откликнуться. Это не что иное, как голос из внутренних глубин. В «Гарри Поттере» на этапе зова мальчик получает письма из Хогвартса, он изо всех сил стремится их прочитать, откликается на зов, и после этого его жизнь меняется. Это современное переосмысление архетипических процессов.

Сказки сами по себе (даже без помощи психолога) способны задавать правильное направление, прорабатывать и решать какие-то проблемы человека?

Да, самая известная исследовательница сказок Мария Луиза фон Франс говорила, что сказки нужны не для того, чтобы их интерпретировать и расшифровывать, но чтобы их рассказывать. В начале беседы мы говорили о целительной силе сказок, известной с древности. Тогда, конечно же, не было никаких психологов, просто люди собирались вечером вокруг костра и рассказывали сказки, каждый слушал и погружался в свое воображение.

Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и платяной шкаф»

© kinopoisk.ru

Какие сказки вы советуете прочитать взрослым?

Те, которые им нравятся. Потому что у всех разные мотивы и сюжеты. Можно брать сборники сказок и читать. Можно попробовать написать сказку самостоятельно на какую-то проблемную ситуацию и посмотреть, на что она может быть похожа. Богатство сказочного материала позволяет найти сказку на любую проблему, любой вопрос. И я говорю не про вытягивание верного ответа, а скорее про активацию через сказку собственных подсознательных интуитивных ресурсов, которые, вступая в контакт со сказкой, могут дать какие-то ответы или объяснить переживания. Сказки, которые не нравятся, могут оказаться еще более интересными. Может быть, они содержат как раз то, с чем в обычной жизни нам иметь дело не хочется.

Читайте также:  Лишний вес у мужчин сперма

Что можно сказать о взрослом человеке, если его самая любимая сказка, например, «Спящая красавица»?

Тут все зависит от того, с кем из персонажей сказки человек себя идентифицирует. При работе со сказкой мы выделяем два уровня. Первый уровень — объективный: сказка описывает события, реально происходящие в нашей жизни. Второй уровень — субъективный, и он представляет для нас больший интерес: персонажи сказки выражают наше внутреннее состояние. Тогда можно, например, задавать вопросы в связи со сказкой «Спящая красавица»: «Какая моя часть, условно говоря, спит?», «Какая часть меня ждет, чтобы ее разбудил некий прекрасный принц?», «И кого или что я жду в форме этого прекрасного принца?» В разных версиях «Спящей красавицы» принцесса пробуждается разными способами. Пробуждение от поцелуя принца — самый известный вариант сюжета. В некоторых из ранних версий принцесса просыпается, когда рожденный ею ребенок высасывает у нее из пальца колючку. На более архетипическом уровне мы можем говорить, что эта сказка рассказывает нам о пробуждении женского начала, любви.

На сюжетном уровне «Спящая красавица» — это история про спасение девушки принцем. Есть целый ряд подобных сюжетов. Есть и обратные истории — «Финист — ясный сокол», «Аленький цветочек», — когда девушка спасает молодца. Условно, эти сказки можно назвать женскими и мужскими, но скажу, что речь идет не о гендере, а о мужском и женском начале внутри каждого из нас. В сказке, где принцесса заточена в башне, мы можем говорить о том, что женская часть — это мечты, фантазии, а мужская часть — это действия, активность. Когда в сказке героиня отправляется спасать принца, мы можем предположить, что идеям и мечтам человека не хватает активного начала и важно предпринять какое-то путешествие. А когда мы говорим о принцессе, ожидающей спасения, то речь идет о том, что человеку важно соединить в самом себе активное мужское начало с эмоциями и чувствами. Именно поэтому такие сказки заканчиваются браком, когда становятся единым целым две наших части: часть мечтательная, из мира образов и интуиции, и часть активная, способная реализовать эти мечты. Когда эти начала соединяются, рождается, условно говоря, ребенок.

Кадр из мультфильма «Спящая красавица»

© kinopoisk.ru

Что можно сказать о людях, которые никогда, даже в детстве, не любили сказки?

Причины у этого могут быть разные. Некоторые родители просто не читают деткам сказки. Особенно заметной эта тенденция стала в последнее время: есть взрослые, которые ополчились на сказки, в которых присутствует какая-то жестокость, они говорят, что их не нужно читать детям. Или же сказки понимают слишком буквально: например, говорят, что «Золушка» или «Красавица и чудовище» закладывают в уме девочки жизненный сценарий на созависимые отношения. Но это очень буквальное понимание.

Если человеку вообще не нравятся сказки, то, наверное, можно говорить о разрыве между его рациональной и эмоциональной частями. Могут быть трудности с воображением и фантазированием. Есть люди, у которых функция воображения нарушена, в этом случае человеку сложно спуститься с рационального уровня на что-то игривое и образное. Опять-таки, здесь все очень индивидуально.

Правда ли, что сказкотерапия может оказывать влияние на физическое состояние, например снимать головную боль?

Посредством работы со сказкой вы можете осознать какую-то травматическую ситуацию, что-то оплакать и понять. И если ваша головная боль была связана с тем, что некие эмоции не находили выхода, тогда в процессе сказкотерапии симптомы действительно могут снизиться. Сказкотерапия может быть одним из инструментов работы с психосоматическими заболеваниями. Прикосновение к сказочным историям помогает понять свою собственную историю, то, что с нами произошло и какие процессы оказывают на нас влияние. Например, сказки про девочку-безручку или «Синяя борода», где имеет место столкновение с хищническими персонажами, могут помочь высвободить свои переживания и поработать с травмами.

Можно ли сказать, что мультфильмы, фильмы, театральные представления — это тоже в какой-то степени сказки, с помощью которых можно решить какие-то психические проблемы?

Да, это терапия творчеством, арт-терапия. Сказкотерапия является одним из направлений терапии искусством. Даже прочтение художественных книг может быть терапевтичным. Любое художественное произведение позволяет соприкоснуться с тем в нас, что не рационально, не вербализуется.

Расскажите интересный пример из практики сказкотерапии.

Я не могу рассказывать примеры из собственной практики, потому что важно соблюдать конфиденциальность. Но я могу поделиться примером из работы психотерапевта Ханса Дикманна, автора нескольких книг по анализу сказок. В одной из своих статей он рассказывает историю женщины. Она выросла в семье госслужащих, где не поощрялось личностное творческое развитие. В семье царил дух жесткой дисциплины, слоганом семьи было «служение обществу», и коллективные ценности считались важнее личных. Она посещала кружки, которые для нее выбрали родители, не спросив, чего хотела бы она сама. Возможностей контакта с собственной душой у нее не было. Ее видели в одной роли: она должна была поступить в университет на определенную специальность. И хотя у нее не было склонности к этому виду деятельности, родители нанимали ей репетиторов, и она-таки окончила обучение и пошла работать. И потом у нее начались проблемы.

В ходе работы с психологом ей приснился сон, где с ней говорила змея. Терапевт обратил на это внимание и сопоставил это с ее личной историей, особенно с тем, что она боялась всех животных: собак, кошек, змей. Он предложил ей почитать сказку «Белая змея» братьев Гримм. Сказка рассказывает о короле, который каждый день ел одно блюдо, и оно делало его очень мудрым. И слуга, который каждый день приносил ему это блюдо, один раз решил посмотреть, что это за еда, хотя блюдо было под строжайшим запретом. На тарелке оказалось мясо белой змеи. Слуга нарушил еще один запрет — попробовал мясо, и начал понимать язык животных. Благодаря обретенным способностям он находит кольцо королевы, и его хотят вознаградить за это, но он понимает, что когда-нибудь все узнают о нарушении запрета, поэтому покидает дворец и отправляется в путешествие. По дороге он помогает нескольким животным: воронам, рыбе, муравьям. Потом, как в сказках обычно бывает, эти же животные приходят ему на помощь, и все заканчивается браком. 

Дикманн какое-то время работал с девушкой через призму этой сказки. Первое, что было понято, — нарушение запрета. Эта девушка все время подчинялась. У нее были художественные таланты, но она не развивала их, она была слугой, который каждый день приносил блюдо и не задавал вопросов. Но любопытство побеждает страх. С точки зрения этики это, может быть, неправильно, но сказка показывает, что нарушение запрета может быть развивающим. Второй пласт — животные. У этой девушки контакт со своей инстинктивной частью был отрезан. Животные — это непредсказуемая энергия, инстинкты, они не слушают запреты, если только они не выдрессированы. И работа с образами животных тоже терапевтична и интересна. Рыба — вода, муравьи — земля, вороны — воздух, это три разные стихии. Работа с этой сказкой позволила найти выход из ситуации. Для девушки это стало открытием: за нарушением запрета следует не наказание, а целое путешествие к самому себе, к своей собственной целостности.

Источник