Путешествие в страну калория
Путешествие по стране Калория методическая разработка (8 класс) на тему
МБОУ «Савгачевская средняя общеобразовательная школа»
Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
Путешествие по стране калория
Разработка внеклассного мероприятия по физике для учащихся 8 классов
Герасимова Галина Владимировна
учитель физики
2012 г.
Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе
по теме «Путешествие по стране калория»
Цели:
Повторить, обобщить, систематизировать знания по теме “Тепловые явления”.
Воспитывать объективность, аккуратность, внимательность, коллективизм. Формировать интерес к изучаемому предмету. Расширять кругозор учащихся. Развивать любознательность и находчивость.
Учить анализировать, делать выводы, использовать полученные знания в новой ситуации.
Класс делится на команды. У каждой команды есть:
-капитан, который заполняет дневник путешествия;
— проводник, ведущий отряд по дорогам страны;
-штурман, проверяющий правильность движения отряда по выбранному маршруту и следящий за соблюдением дорожных знаков;
— этнограф, хорошо владеющий языками страны, по которой будет путешествие его отряда.
Заранее команды получают задание: подготовить стихотворение, связанное с тепловыми явлениями.
В ходе соревнования определяется команда – победитель.
Ход мероприятия
Задание 1. Каждая команда получает рисунок ключа и следующие вопросы:
1. Способ передачи тепла при помощи инфракрасных лучей. (Из ответа возьмите вторую букву и поставьте ее в первую клетку ключа)
2. Процесс увеличения внутренней энергии тел при повышении его температуры? (Из ответа возьмите первую букву и поставьте ее во вторую клетку ключа)
3. Процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние.(Из ответа возьмите четвертую букву и седьмую букву и поставьте их соответственно в третью и четвертую клетки ключа)
4.Прцесс перехода воды из жидкого состояния в твердое состояние. (Из ответа возьмите две последние буквы и поставьте их соответственно последние клетки ключа)
Ответы : 1. Излучение (З)2. Нагревание (Н). 3. Испарение (АН). 4 Кристаллизация (ИЯ)
Капитан в дневнике отмечает очки, заработанные каждым членом его команды (очки получают тот, кто правильно ответил на заданные вопросы), команды получают столько очков, сколько правильных ответов в этом задании. Одно дополнительное очко дается команде, которая первая нашла ключ. Этим ключом открываются ворота всех городов страны Калория.
Первый город за воротами город — Теоретиков.
Задание 2. Для путешествия надо продолжать маршрут. Это сделать должны капитан и проводник. Команды получают кроссворд, в нем восемь вопросов.
1.Физическая величина, показывающая изменение внутренней энергии вещества массой 1 кг при изменении его температуры на 1 0С.
2. Вещество, выделяющее энергию при горении.
3. Способ изменения внутренней энергии тел без совершения механической работы.
4. Способ переноса тепла потоками жидкости или газа.
5.Прибор для измерения температуры.
6.Первоначальная единица количества теплоты
7. Единицы энергии.
8.Прцесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое состояние.
9.Процесс уменьшения внутренней энергии с понижением температуры.
Задание 3. Для общения необходимо знание языка жителей местности, в которую прибывают путешественники. Приглашаются этнографы от каждой команды, знающие язык физиков из стран называемой Теплота.
За 2 минуты необходимо написать как можно больше терминов, относящихся к теме «Тепловые явления» (Каждый термин –одно очко)
Задание 4. Чтобы не сбиться в пути, надо хорошо узнать дорожные знаки. Штурманы команд приглашаются на конкурс знатоков знаков. Слайд №4. Найти соответствующее название в таблице.
Формулы и обозначения | Название |
1.q | А. Единица количество теплоты |
2.Q = q m | Б. Удельная теплоёмкость вещества |
3.Q= Lm | В. Удельная теплота сгорания |
4. Q = m | Г. Количество теплоты, необходимое для нагревания |
5.Дж | Д. Количество теплоты, выделяемое при сгорании топливо |
6. c | Е. Количество теплоты, необходимое для парообразования |
7.Q=c m(t2-t1) | Ж. Количество теплоты, необходимое для плавления |
Итак, маршрут проложен, язык местности изучен, дорожные знаки определены. Следовательно, за воротами – город под названием Процессоград.
Задание 5. Проводник команд должны обосновать выбранные дороги, т.е. назвать процессы, изображенные на графике. Они по очереди выбирают карточки под номерами, которые лежат на столе. Слайд №5.
Приближаемся к городу с названием Законград
Задание 6. На данном участке пути получаю задачи. Нужно последовательно показать ход решения выбирая нужные формулы для решения данной задачи из множества данных карточек с формулами. Слайд №6
Задача1.Какая энергия потребуется для плавления свинцового бруска массой 0,5 кг, взятого при температуре 27 0С?
Задача 2.Какая масса льда, взятого при температуре 00С, расплавится, если ему сообщить такое же количество теплоты, которое выделится при конденсации стоградусного водяного пара массой 8 кг?
Приближаемся к городу Приборград.
Задание 7. Здесь нужно объяснить назначение вещей, встречающихся на пути. Например: чайник, термос, обогреватель, калориметр, кастрюли, утюг, электроплитка. Каждый капитан выбирает карточку с названием прибора и называют тепловые процессы, связанные с этим прибором, и получают столько очков, сколько процессов называют.
Впереди показался небольшой городок Наблюдайкино.
Задание 8. В этом городе находится музей изобразительных искусств. Остановка около данной картины. За определенное время отыскать как можно больше тепловых явлений на картине.
Ранняя весна художник Ярослав Цико. За самоваром.
Подошли к городу Применяйкино.
Задание 9.Тут каждая команда получает карточки, где указывается, один из тепловых процессов или явлений. Предлагается рассказать где в технике, природе, в быту , а также в сельском хозяйстве можно применить данное тепловое явление (хорошая или плохая теплопроводность, конвекция, испарение, конденсация, измерение, плавление).
Итак, город Литературоград.
Задание 10. 1)У ворот этого города ученики должны прочитать отрывок из стихотворения, где упоминается любое тепловое явление или его проявление.
Учащиеся читают отрывки из стихотворений.
2)Физика и поэзия.
1. Один поэт писал о капле так:
« Она жила, и по стеклу текла
Но вдруг её морозом оковало
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла».
В чем ошибка поэта?
2.А.Блок «Ворона»:
Вот ворона на крыше покатой,
Так с зимы и осталась лохматой
А уж в воздухе — вешние звоны
Даже дух занялся у вороны…
Почему ворона была зимой лохматой?
Финиш путешествия по стране Калория , город Умниц.
Задание 11. В этом городе каждая команда должна проделать опыт и его обосновать (объяснить). Капитаны получают на листочках задания и приступают к их выполнению, используя приборы, выставленные на лабораторном столе. За правильную демонстрацию получаю по два очка, за объяснение опыта по 4 очка. Предлагаемы опыты и вопросы к ним.
1.Налейте воды в спичечную коробку, поставьте на плитку и вскипятите. Почему вода кипит , а коробка не горит?
2.Положите на полоску бумаги латунную гирю и внесите в пламя спиртовки. Почему бумага не загорается?
3.на чашках весов уравновесьте стакан с холодной и стакан с горячей водой. Почему равновесие быстро нарушается?
4. Получите воду из воды, используя тепловые процессы и назовите их.
5. На деревянную подставку налейте немного воды и поставьте на нее алюминиевую кастрюлю со снегом. В снег посыпьте соли ( 3 части снега и 1 часть соли) и перемешивайте до тех пор . пока кастрюля не примерзнет к подставке. Почему это происходит.
Заключительное слово учителя.
Итоги и награждения.
Список литературы
- Ланина И.Я. «Сто игр по физике» М: «Просвещение», 1995.
- Горев Л.А.»Занимательные опыты по физике» М: «Просвещение», 1985.
- Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9 класс» М: «Просвещение», 2006.
- Картинки из интернет ресурсов
Источник
Урок-путешествие «В стране Калория»
УРОК — ИГРА
Путешествие по стране «Калория»
Подготовила: учитель физики МАОУ «СОШ№17» г Улан-Удэ
Голунько Т.А
Цель урока: повторить основные понятия; величины, количественные закономерности, связанные с изменениями агрегатных состояний вещества и способами изменения внутренней энергии.
Задачи урока:
1.Проверить знание понятий: плавление, отвердевание, испарение, конденсация; умений применять формулы, объяснять график изменения температуры с течением времени; применять полученные знания для качественного объяснения процессов.
2.Проверить умение учащихся применять знания о тепловых явлениях в различных ситуациях (практическое применение; устройство и принцип действия бытовых приспособлений; явления теплопередачи и изменение агрегатных состояний в природе; демонстрация опытов.)
3.Дать возможность учащимся проявить свои знания, способности, деловые и человеческие качества при работе в коллективе команды в творческой игре.
Тип урока: обобщающее повторение по теме.
Форма урока: урок-игра «Путешествие в страну «Калория»
Материалы, использованные на уроке:
1.Видеоматериалы. Кинофрагменты из серии «Капризы природы»
2.Кроссворды.
3.Бытовые приборы: термос, сковородка, чайник, термометр, обогреватель.
4.Набор репродукций Рериха.
5.Оборудование для проведения демонстрационных опытов по теме «Тепловые явления»
• Тепловое расширение
• Понижение температуры при испарении
• Различная теплопроводность тел
• Поглощение энергии при плавлении
• Кипение при пониженном давлении
• Испарение различных жидкостей
• Превращение внутренней энергии в механическую
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ «КАЛОРИЯ»
(тепловые явления)
Содержание игры.
t, C
Прибороград
Наблюдайкино
Процессо-
град Литереатуроград
t, мин
Законоград Применяй-
кино
Теоретик Умелец
Всех участников делят на команды.
У каждой команды обязательно есть капитан, который заполняет дневник путешествия, проводник, ведущий отряд по дорогам страны, штурман, проверяющий правильность движение отряда по выбранному маршруту и следящий за соблюдением дорожных знаков, этнограф, хорошо владеющий языками страны, по которой будет путешествовать его отряд.
Командам выдаются задания.
Задание 1. Каждая команда получает рисунок ключа и следующие вопросы:
1.Какие вам известны способы передачи тепла при помощи инфракрасных лучей? (Из ответа возьмите вторую букву и поставьте её в первую клетку ключа.)
2.Какой вы знаете процесс увеличения внутренней энергии тела при повышении его температуры? (Из ответа возьмите первую букву и поставьте её во вторую клетку ключа.)
3.Какой вам известен процесс перехода вещества из жидкости в газ? (Из ответа возьмите четвертую и седьмую буквы и поставьте их соответственно в третью и четвертую клетки ключа.)
4.Какой вы знаете процесс перехода воды из жидкого состояния в твёрдое? (Из ответа возьмите две последние буквы и поставьте их в последние клетки ключа.)(1.Излучение(3). 2. Нагревание (Н). 3. Испарение (А Н). 4.Кристализация (И Я). Кодовое слово «Знания»)
Капитан в дневнике отмечает очки, заработанные каждым членом его команды (очки получает тот, кто правильно ответил на заданные вопросы).
Команды получают столько очков, сколько правильных ответов в этом задании. Одно дополнительное очко даётся команде, которая первой нашла ключ.
Этим ключом открывается ворота всех городов страны Калория.
Первый город за воротами- город теоретиков.
Задание 2. Для путешествия надо проложить маршрут. Это сделать должны капитан и проводник. Команды получают кроссворды, в которых девять вопросов.
1.Физическая величина, показывающая изменение внутренней энергии вещества массой 1 кг при изменении его температуры на 1 °С.
(Ответ. Теплоемкость)
2.По горизонтали. Вещество, выделяющее энергию при горении.
(Ответ. Топливо)
3.Способ изменения внутренней энергии тела без совершения механической работы. (Ответ. Теплопередача)
4. Способ переноса тепла потоками жидкости или газа. (Ответ. Конвекция.)
5. Прибор для изменения температуры. (Ответ. Термометр.)
6.Первоначальная единица количества теплоты. (Ответ. Калория.)
7. Единица энергии (Ответ. Джоуль.)
8. Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое (Ответ. Плавление.)
9. Процесс уменьшения внутренней энергии с понижением температуры. (Ответ. Охлаждение.)
Правильные ответы желательно показать через графопроектор или увеличить на ватмане. Это необходимо для того, чтобы капитаны могли оценить участие каждого ученика в этом задании.
Пока выполняется задание 2, всем предлагается смотреть видеосюжет о значении тепловых процессов в жизни планеты: о самых влажных, засушливых, холодных, жарких, дождливых, снежных областей нашей планеты.
Задание 3. Для общения необходимо знание языка жителей местности, в которую прибывают путешественники. Приглашаются этнографы от каждой команды, знающие язык физиков из страны, называемой Теплота.
За 2 мин. Необходимо написать как можно больше терминов, относящихся к теме «Тепловые явления». (Каждые два термина — одно очко)
Задание 4. Чтобы не сбиться с пути, надо хорошо знать дорожные знаки. Штурманы команд приглашаются на конкурс знатоков знаков. За 2 мин. Требуется расшифровать буквы Q, c, m, t, , L, q.
Итак, маршрут проложен (график зависимости температуры от времени) =, язык местности изучен, дорожные знаки определены. Следовательно, за воротами – город под названием Процессоград.
Задание 5. Проводники команд должны обосновать выбранные дороги, т.е. назвать процессы, изображённые на графике. Они по очереди выбирают необходимые карточки, которые лежат на столе вверх надписью, вставляют их в прорезь над графиком на игровом поле. На доске дан график тепловых процессов.
Приближаемся к городу Законоград.
Задание 6. Штурманам необходимо расставить указательные знаки на пути своих команд (формулы к процессам). Они по очереди берут карточки, лежащие на столе вниз надписью, и вставляют в прорезь под процессом, соответствующим данной формуле.
Впереди город Прибороград.
Задание 7. Капитаны команд объясняют назначение вещей, встречающихся на пути, например чайника, термоса, обогревателя, калориметра, кастрюли, утюга, электроплитки. Каждый капитан выбирает карточку с названием прибора, называет тепловые процессы, связанные с этим прибором и особенности его работы и применения (команда получает очки в зависимости от качества ответов).
Таким образом, впереди показался небольшой городок Наблюдайкино.
Задание 8. В этом городе находится музей изобразительных искусств. Остановка около одной картины. За 2 мин. Надо отыскать как можно больше тепловых явлений на картине. (За каждое названное явление получают одно очко).
Подошли к городку Применяйкино.
Задание 9. тут каждая команда получает карточки, где указано одно из тепловых явлений. Предлагается рассказать (2 мин.), где в технике, природе, быту, а также в с/х можно применить данное тепловое явление (хорошая теплопроводность, плохая теплопроводность, испарение, конвекция, излучение, плавление).(За каждый правильный пример получают два очка).
А следующий пункт назначения — город Литературоград.
Задание 10. У ворот этого города ученики должны прочитать отрывок из стихотворения, где упоминается любое тепловое явление или его проявление. (Команды по очереди читают стихи и получают столько очков, сколько сами услышат тепловых явлений в своём отрывке).
Финиш путешествия по стране Калория город Умелец.
Задание 11. В этом городе каждая команда должна проделать один из предложенных опытов и его объяснить. Вызываются по два человека от команды, получают на листочках задания и приступают к их выполнению, используя приборы, выставленные на демонстрационном столе. За правильную демонстрацию команда получает два очка, а за объяснение опыта четыре.
Предлагаются следующие опыты и вопросы к ним:
1.Налейте воды в спичечную коробку, поставьте на плитку и вскипятите. Почему вожжа кипит, а коробка не горит?
2.Положите на полоску бумаги латунную гирю и внесите в пламя спиртовки. Почему бумага не загорается?
3.На чашках весов уравновесьте стакан с холодной водой и стакан с горячей. Почему равновесие быстро нарушается?
4.Учебные весы укрепите в штативе и поднесите под одну чашку горящую спичку на расстояние 10-12 см. от чашки. Почему весы выходят из равновесия?
5.Получите воду из воды, используя тепловые процессы, и назовите их.
6.На деревянную подставку налейте немного воды и поставьте на неё алюминиевую кастрюльку со снегом. В снег подсыпьте соли (3 части снега и 1 часть соли) и перемешайте до тех пор, пока кастрюля не примёрзнет к подставке. Почему это происходит?
7.С помощью насоса через трубку, вставленную в пробку колбы с водой комнатной температуры, откачайте воздух над водой. Объясните, почему вода кипит при комнатной температуре?
8.Продемонстрируйте различную способность жидкостей к испарению. Чем обусловлены эти различия?
Далее следует заключительное слово учителя.
Источник
Урок-путешествие по теме «Путешествие по стране Калория». 8-й класс
Цель: повторить и обобщить в занимательной форме знания учащихся по теме:
“Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества”
Задачи:
- Обучающая
: направить деятельность учащихся на закрепление изученных
понятий, формул, закономерностей. Помочь учащимся осознать социальную,
практическую и личностную значимость изученного учебного материала.
: развивать мыслительные способности и воображение
обучающихся, обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической
речи.
: формировать навыки работы в сотрудничестве друг с
другом, содействовать развитию у детей умений общаться.
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала с
элементами проектной деятельности.
Вид урока: урок-путешествие.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- магнитная доска;
- раздаточный материал для учащихся с текстами заданий;
- набор грустных и веселых смайликов на магнитах;
- обучающая презентация, выполненная в программе
SMART Notebook; - презентации детей, выполненные в программе
PowerPoint.
Подготовительная работа:
Класс делится на 4 группы. За неделю до урока каждой группе даётся задание:
подготовить материал в виде презентации об изменениях агрегатных состояний
вещества в природе. Предлагается 4 темы:
- Туман
- Снег
- Роса и иней
- Облака
Командам выдаётся план работы над выбранной темой:
- Подобрать строки из стихотворения, загадки о данном явлении.
- Показать роль рассматриваемого явления в нашей жизни
- Объяснить причины и условия возникновения явления в природе.
- Рассмотреть в каких формах мы встречаемся в повседневной жизни с этим
явлением. - Составить вопрос командам соперникам, используя народные приметы о
данном явлении.
Все презентации просматриваются заранее для устранения возможных недочётов.
Предварительно расставляются столы в классе.
Основные этапы урока:
- Приветственное слово учителя, организация команд, инструктаж по правилам
игры. - Выполнение учащимися предлагаемых заданий.
- Итог урока, рефлексия.
Ход урока
1. Приветственное слово учителя, организация команд, инструктаж по правилам
игры.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас совершить
путешествие по стране “Калория”. (1 слайд презентации,
Приложение 1) Какое же путешествие без
приключений! Преодолевая препятствия, за каждое успешно выполненное задание вы
будете получать жетоны стоимостью “1ум” <Рисунок
3>. Победит команда,
которая наберёт большее количество жетонов. Эти жетоны вы сможете обменять на
оценку в журнале.
2. Выполнение учащимися предлагаемых заданий.
2 слайд
Учитель (читает вслух стихотворение):
“Заперты в страну ворота,
А пройти нам так охота!
Нам бы ключик подобрать,
Все загадки отгадать”.
3 слайд
Задание 1
Команда получает столько очков, сколько правильных ответов в этом задании.
Одно дополнительное очко даётся команде, которая первой нашла ключ. Время
выполнения 2 минуты.
Каждая команда получает рисунок ключа и следующие вопросы:
- Как называется вид теплопередачи, когда энергия передаётся от одного
тела другому с помощью невидимых лучей? (Из ответа возьмите вторую букву и
поставьте её в первую клетку ключа) - Какой вы знаете процесс увеличения энергии тела при повышении его
температуры? (Из ответа возьмите первую букву и поставьте её во вторую
клетку ключа) - Как называется процесс парообразования, происходящий со свободной
поверхности жидкости? (Из ответа возьмите четвёртую и седьмую буквы и
поставьте их соответственно в третью и четвёртую клетки ключа). - Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое?
(Из ответа возьмите две последние буквы и поставьте их в последние клетки
ключа)
Ответы:
1. Излучение (З). 2. Нагревание (Н). 3.Испарение (А,Н). 4. Кристаллизация (И,Я).
4 слайд
К доске приглашаются учащиеся той команды, которая первая нашла все буквы в
ключе. На интерактивной доске они составляют слово. Учитель выдаёт жетоны.
<Рисунок 1>
5 слайд
Учитель: Вы все очень хорошо потрудились, и в награду нам с вами
открывается карта нашего маршрута. Посмотрите, сколько городов и станций нам
предстоит посетить в этой замечательной интересной стране Калория. Итак, наше
путешествие начинается. Первый город – город Теоретик (переходит по
гиперссылке).
6 слайд
Учитель: Для удачного путешествия нужно выучить язык этой страны.
Задание 2
Необходимо отгадать кроссворд и вписать ключевое слово в выделенную область.
Объяснить значение этого слова.
Учитель зачитывает вопрос, слово вписывает представитель той команды, которая
быстрее подняла руку. За правильный ответ выдается жетончик.
- Физическая величина, показывающая изменение внутренней энергии вещества
массой 1кг при изменении его температуры на 10С. - Процесс уменьшения внутренней энергии с понижением температуры.
- Процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое.
- Единица измерения энергии.
- Прибор для измерения температуры.
- Вещество, выделяющее энергию при горении.
- Способ переноса энергии потоками жидкости или газа.
<Рисунок 2>
7 слайд
Учитель: Приглашаю штурманов команд поучаствовать в следующем конкурсе.
Чтобы не сбиться с пути, нужно хорошо знать дорожные знаки.
Задание 3
Бросайте кубик и по числу выпавших точек и открывайте букву в облачке.
Необходимо дать правильное название физической величины, которая обозначается
данной буквой. За каждый правильный ответ 1 балл. (буквы
Q,c,q,L,λ,D t, t1,
t2).
Затем по гиперссылке возвращаемся к карте маршрута.
Учитель: Итак, маршрут проложен, язык выучен, дорожные знаки определены.
За воротами нас ждёт город Процессоград. (переход по гиперссылке)
Задание 4
8 слайд
Учитель: Вашему вниманию представлен график плавления и отвердевания
вещества. Необходимо выйти к доске и подписать над каждым участком графика тот
тепловой процесс, которому он соответствует.
После выполнения задания возвращаемся на маршрут.
Учитель: Приближаемся к городу с названием Законоград.
Задание 5
9 слайд
Необходимо расставить указательные знаки на пути своих команд (подобрать
формулы к процессам на графике).
Учитель: Возвращаемся на исходный маршрут. Итак, мы с вами выучили язык
этой страны, выучили дорожные знаки, расставили указатели на пути. Впереди нас
ждёт станция Наблюдайкино. У каждой команды было домашнее задание
подготовить материал в виде презентации об изменениях агрегатных состояний
вещества в природе. В конце выступления от команды задается вопрос, и та
команда, которая первая даст правильный ответ, получает жетончик.
10 слайд
Презентации учащихся (Приложение 2,
Приложение 3, Приложение 4,
Приложение 5).
Доклады учащиеся делают по текстам в презентации. В процессе проведения игры
с учащимися используются гиперссылки на их презентации. После выступления
учащихся возвращаемся к карте.
Учитель: Теперь мы с вами готовы применить наши знания для решения
трудных ситуаций. Впереди нас ждёт станция Применяйкино.
11, 12, 13 слайды
Задание 6
Решить три задачи. Готовое решение каждой задачи сдавать учителю на листочке.
Та команда, которая раньше всех остальных принесёт решения задач, выигрывает
этот конкурс. Проверяем ответы с помощью слайдов и возвращаемся к карте.
На сколько изменяется внутренняя энергия Царь-пушки массой 40 т при
максимальном зарегистрированном в Москве перепаде температуры от + 36 °С до –
42,2 °С? Удельная теплоемкость металла 0,45 кДж/(кг • 0С).
В 1968 г. в Благовещенске выпал крупный град, причем при температуре 0 °С
масса одной градины составляла 500 г. Сколько спирта надо сжечь, чтобы получить
из градины воду при 20 °С? Потерями тепла пренебречь. Удельная теплота сгорания
спирта 27 МДж/кг.
Сколько энергии понадобится, чтобы вскипятить воду в 50 литровом Суксунском
самоваре, если начальная температура воды равна 20°С? Плотность воды 1000 кг/м3.
Удельная теплота парообразования воды 2300000 Дж/кг.
Решение задачи №1
Дано: | С.И. | Решение: |
m=40т t1 = 360C t2 = – 42,20C c = 0,45 кДж/(кг∙0С) | 40000 кг 450 Дж/(кг∙0С) | Q=mc (t2 – t1) Q = 40000 кг∙450 Дж/(кг∙0С)∙(-42,20C -360C) = – 1407600000 Дж = – 1407,6 МДж |
Q-? | ||
Ответ: уменьшится на 1497,6 МДж |
Решение задачи № 2
Дано: | С.И. | Решение: |
m1=500г t1 = 00C t2 = 200C q = 27∙106 Дж/кг | 0,5 кг | Q1=m1 λ Q2=m1 c (t2 – t1) Q = Q1 + Q2 Q =qm2 Q1 + Q2 = qm2 m2 = (Q1 + Q2)/ q m2 = 0,5 кг∙ (3,4∙105 Дж/кг +4200 Дж/(кг∙0С)∙ 200C)/ 27∙106 Дж/кг = 0, 0078 кг = 7,8г |
m2-? λ = 3,4∙105 Дж/кг с = 4200 Дж/(кг∙0С) | ||
Ответ: 7,8г |
Решение задачи №3
Дано: | С.И. | Решение: |
V = 50л t1 = 200C t2 = 1000C ρ = 1000 κг/м3 L = 2300000 Дж/кг | 0,05 м3 | Q1=m c (t2 – t1) Q2=m L Q = Q1 + Q2 m = ρ∙ V m = 1000 кг/м3∙ 0,05 м3 = 50 кг Q1= 50 кг∙4200 Дж/(кг∙0С) ∙(1000C-200C) =16800000 Дж Q2= 50 кг∙ 2300000 Дж/кг = 115000000 Дж Q = 16800000 Дж +115000000 Дж = 131800000 Дж = 131,8 МДж |
Q – ? с = 4200 Дж/(кг∙0С) | ||
Ответ: 131,8 МДж |
Учитель: Последняя станция Догоняйкино. Подсчитайте заработанные
вами жетоны. У вас есть прекрасная возможность догнать своих соперников, если вы
правильно ответите на вопросы.
14, 15, 16, 17 слайды
Задание 7
Необходимо дать ответ на поставленный вопрос и обосновать его с физической
точки зрения. Ответы на вопросы скрыты за шторкой.
3. Итог урока
В городе Итогоград подводим итоги и команде-победительнице
выставляются оценки.
Учитель:
Все известно вокруг, тем не менее
На земле еще много того,
Что достойно порой удивления и твоего и моего.
Удивляйся росе, удивляйся цветам,
Удивляйся упругости стали, удивляйся тому, чему
Люди порой удивляться уже перестали.
– Дорогие ребята! Если наш урок подарил вам сегодня хорошее настроение, то
приклейте к доске весёлый смайлик, если же вам было скучно и неинтересно на
уроке, то приклейте грустный. Всех вас благодарю за работу, урок окончен!
В заключении хочу сказать, что этот урок проводился в 8а классе и был показан
на городском семинаре завучей, который проходил в 2011-2012 учебном году на базе
нашей школы.
Список литературы и Интернет-ресурсов:
- Ланина И.Я. 100 игр по физике: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение,
1995.-224с - Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /
А.В.Перышкин. – М.: Дрофа, 2009.-191с. - Безчастная И.С. Физика в рисунках
https://urok1.edusite.ru/p1aa1.html - Оригинальные задачи на базе интересных фактов по теме: “Тепловые
явления”
https://www.zavuch.info/methodlib/125/35639
Источник