Практическая работа по калориям в продуктах
Содержание статьи
Практическая работа №4 «Расчёт энергетической ценности» по МДК05.01 Продавец продовольственных товаров»
Практическая работа №4 «Расчет энергетической ценности»
Цель работы: Закрепление темы «Энергетическая ценность пищи». Освоение методов определения энергетической ценности отдельных пищевых продуктов в рационе питания.
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ
Энергетическая ценность — это количество энергии, высвобождаемой в организме при окислении белков, жиров и углеводов, содержащихся в продукте.
Энергия, выделяемая при окислении
1 г жиров равна 9,0 ккал;
1 г суммы моно- и дисахаридов — 3,8 ккал, 1 г полисахаридов — 4,1 ккал (или сахар — 3,8 ккал, крахмал — 4,1 ккал);
1 г белков — 4,0 ккал;
1 г органических кислот:
уксусной — 3,5 ккал,
яблочной — 2,4 ккал,
молочной — 3,6 ккал,
лимонной — 2,5
(если кислота неизвестна, используют коэффициент 3,0 ккал);
1 г этилового спирта — 7,0 ккал.
Для получения энергетической ценности в единицах системы СИ, надо использовать коэффициент пересчета: 1 ккал = 4,184 кДж.
Энергетическая ценность продуктов рассчитывается на 100 г съедобной части. Для определения теоретической калорийности необходимо калорийность питательных веществ умножить на процентное содержание соответствующих питательных веществ. Сумма полученных произведений является теоретическую калорийность 100 г продукта. Зная калорийность 100 г продукта, можно определить калорийность любого его количества (300 г, 1 кг и т.д.). Зная теоретическую калорийность, можно найти практическую (фактическую) калорийность путем умножения результата теоретической калорийности на усвояемость в процентах и деления произведения на 100. Усвояемость: белков — 84,5 %, жиров — 94%, углеводов — 95,6 %.
Суточная потребность среднестатистического человека (г) составляет: белки 88 г, жиры 107 г, углеводы 422 г, органические кислоты 2 г. Энергетическая ценность 2850 ккал или 11900 кДж.
Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов (по весу): 16%, 17%, 67%.
Информация об энергетической ценности должна быть выражена в кДж (ккал) на 100 г, на 100 мл или на упаковку, если упаковка содержит только одну порцию. Информация о количестве белка, углеводов и жиров должна быть выражена в граммах на 100 г, на 100 мл или на упаковку, если упаковка содержит только одну порцию. Числовая информация о витаминах и минералах должна быть выражена в метрических единицах или как процент от рекомендуемой пищевой ценности.
Пример.
Найти теоретическую и практическую энергетическую ценность 100 г пшеничной обойной муки (в ккал и кДж), в состав которой заходит 10% белков, 2% жира, 60% крахмала. Установить процент удовлетворения суточной потребности и определить соотношение белков, жиров и углеводов.
Решение.
Теоретическая энергетическая ценность 100 г пшеничной обойной муки составит:
Э.ц.100 г = 10·4+2·9+60·4,1= 304 ккал.
Э.ц.100 г = 304 ккал · 4,184 = 1271,94 кДж.
Практическая (фактическая) энергетическая ценность 100 г пшеничной обойной муки составит:
Э.ц.100 г = 10·4·0,845 +2·9·0,94+60·4,1·0,956 = 267,8 ккал
Э.ц.100 г = 267,8 ккал · 4,184 = 1120,48 кДж.
100 г пшеничной обойной муки удовлетворяет суточную потребность в белках на 10х100/88 = 11,36%, в жирах — на 2х100/107 = 1,87%, в углеводах — на 60х100/422 = 14,22%.
Белков содержится 10 г, что от 72 г (белки + жиры + углеводы) составляет 13,88%, жира содержится 2 г, что составляет 2,78%, а углеводов — 60 г, что составляет 83,33%. Соотношение белков, жиров и углеводов 13,88 : 2,78 : 83,33, что не является оптимальным.
ЗАДАНИЯ.
Задание 1. Пользуясь данными табл. 1, рассчитайте теоретическую и практическую калорийность 200 г продукта (по заданию педагога).
Таблица 1 — Химический состав отдельных товаров на 100 г продукта, %
Номер варианта
Продукты
Белки
Углеводы
Жиры
Сметана
2,8
3,2
20,0
Молоко пастеризованное
2,8
4,7
3,2
Свинина мясная
14,5
—
33,0
Говядина I категории
18,9
—
12,4
Сосиски молочные
12,6
—
25,3
Сахар-рафинад
—
99,9
—
Картофель
2,0
19,7
0,1
Яблоки
0,4
11,3
—
Яйца куриные
12,7
0,7
11,5
Творог жирный
14,0
1,3
18,0
Мука пшеничная в/с
10,3
69,00
1,08
Кефир
2,95
4,00
1,00
Крупа манная
10,3
67,70
1,00
Крупа рисовая
7,00
73,20
1,00
Кальмар
18,00
2,00
2,20
Масло крестьянское
0,92
5,25
69,22
Яблоки
0,4
11,30
—
Горох
17,55
41,65
1,64
Крупа овсяная
11,00
6,10
49,94
Морковь
1,30
6,90
0,10
Крупа пшенная
11,56
67,20
3,30
Маргарин
0,14
0,31
60,96
Сыр «Российский»
23,3
0,76
28,95
Виноград
0,31
16,65
0,11
Задание 2.
Установить процент удовлетворения суточной потребности организма среднестатистического человека в белках, жирах, углеводах и энергии за счет предложенных продуктов.
Задание 3.
Определить соотношение белков, жиров и углеводов, сделать вывод.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
1. Что такое энергетическая ценность пищи?
2. Какие пищевые вещества относят к основным?
3. Какова энергетическая ценность основных пищевых веществ?
4. Как осуществляется определение энергетической ценности продуктов?
5. В каких единицах выражается энергетическая ценность продуктов?
3
Источник
Практическая работа по технологии: «Расчет энергетической ценности важнейших видов продовольственных товаров на завтрак»
Цель урока: научить рассчитывать энергетическую ценность
Пособия для работы: справочники, письменные принадлежности, инструкции.
Ход работы
1. Определить величину основного обмена, в зависимости от массы тела, возраста, пола по таблице (Приложение 1 и Приложение 2). [1;5]
Пример определения величины основного обмена для подростка (девочка) 8 лет:
76 ккал * 27кг = 2052 ккал.
2. Определить суточный расход энергии. Для этого величину основного обмена умножить на коэффициент физической активности:
С = Об * k, где
С — суточный расход энергии, ккал.;
Об — величина основного обмена, ккал.;
k — коэффициент физической активности по таблице (Приложение 3). [1]
Пример расчета суточного расхода энергии для подростка (девочка) 8 лет:
С = 20 (Об) * 1,4(k) = 2872 ккал.
3. Распределить питание по группам:
— завтрак — 30%
— обед — 45%
— ужин — 25%
Завтрак: суточный расход энергии умножить на 30 % и разделить на 100% (К);
Пример расчета для завтрака для подростка (девочка) 8 лет:
2872 ккал* 30%/100% = 861 ккал.
I. Рассчитать количество белков, жиров, углеводов необходимых для человека на завтрак: по таблице — Х, У, Z (Приложение 4). [1]
Белки — (Х) г.
Жиры — (У) г.
Углеводы — (Z) г.
Пример расчета белков на завтрак для подростка (девочка) 8 лет:
Полученные данные заносим в таблицу № 1.
Таблица № 1.
белки | жиры | углеводы | калории | |
завтрак | 23,1 (Х1) Х2 | У1 У2 | Z1 Z2 | 861 (К) К2 |
II. Составить меню для завтрака используя сборник рецептур.
Например:
1. Хлопья кукурузные с молоком 310 г.
2. Кефир 200 г.
Примечание: используя таблицу химического состава продуктов и сборника рецептур, рассчитать истинные значения белков, жиров, углеводов и килокалорий (Приложение 5). [2;3]
III.Полученные расчеты заносим в таблицу № 2.
Таблица № 2.
Наименование блюда | продукты | Вес нетто | белки | жиры | углеводы | ккал | ||||
100г | ист. | 100г | ист. | 100г | ист. | 100г | ист. | |||
Хлопья кукурузные с молоком (310) | Хлопья кукурузные. Молоко. | 25 285 | 7.2 2,8 | 1,8 7,98 | 1,0 3,2 | 0,25 9,1 | 71,5 4,7 | 17,9 13,4 | 332 58 | 83 165,3 |
Х2 | У2 | Z2 | К2 |
Примечание: суммировать все истинные значения по белкам, жирам, углеводам, килокалориям, полученные результаты заносим в таблицу № 1.
IV. Сделать выводы.
Список литературы:
- Методические рекомендации МР 2.3.1.2432 — 08, утвержденные главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Г.Г. Онищенко. Таблица основного обмена подростков в зависимости от массы тела, возраста и пола. Перечень основных профессий, относящихся к различным группам интенсивности труда. Нормы физиологических потребностей для подростков (в день), «18» декабря 2008 г.
- Химическая состав пищевых продуктов. Справочник: М., Агропромиздат, 1987.
- Химический состав пищевых продуктов, под ред. И.М. Скурихина и М.Н. Волгарева, кн. 1-2, М., 1987.
- Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий, Министерство торговли СССР,1982 г.
- Воронцов И.М., Мазурин А.В. «Справочник по детской диететике» 1980 год.
Источник
ОП.02. ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ практическая_работа_11
Практическая работа 11
«Расчет энергетической ценности пищевых продуктов»
Цель: Закрепить основные понятия. Изучить показатели пищевой ценности продуктов, научиться рассчитывать энергетическую ценность продуктов
Оснащение: Методическое пособие, микрокалькуляторы.
Литература:
1.Дубцов Г.Г. Товароведение пищевых продуктов. М.: Высшая школа, 2001
2.Теплов В.И., Сероштан И.В. «Коммерческое товароведение» — М.: «Дашков и Ко», 2001
3.Тимофеева В.А. «Товароведение продовольственных товаров» — Ростов — на — Дону. Феникс, 2002.
Порядок выполнения работы:
1.Ознакомиться с методическими рекомендациями.
2.Выполнить расчет энергетической ценности продуктов в килокалориях и килоджоулях,
используя микрокалькулятор
3.Решение оформить в таблице.
4.Защитить практическую работу
Критерии оценок
«5» — работа выполнена правильно в полном объеме + защита.
«4» — неточности в расчетах, и их исправление в ходе защиты
«3» — работа выполнена не в полном объеме + защита и доработка.
Перечень вопросов к защите практической работы
1.
Что такое пищевая ценность продуктов?
2.
Что такое биологическая ценность пищевых продуктов?
3.
Какое соотношение между основными питательными веществами в формуле сбалансированного питания?
4.
Назовите основные коэффициенты усвояемости пищевых продуктов.
5.
Что такое энергетическая ценность?
6.
В чем выражается энергетическая ценность?
7.
Каким образом рассчитывается фактическая калорийность пищевых продуктов?
Методические рекомендации
Все пищевые продукты обладают пищевой ценностью.
Пищевая ценность — это комплекс веществ, определяющих их энергетическую, биологическую, физиологическую ценность и усвояемость.
Биологическая ценность — это содержание в продукте биологически активных веществ — незаменимых аминокислот, высокомолекулярных ненасыщенных жирных кислот (линолевой, линоленовой, арахидоновой), витаминов, минеральных и других веществ.
Входящие в рацион питания продукты должны содержать в достаточном количестве все
необходимые вещества для получения энергии, обмена веществ, построения тканей человеческого организма. По формуле сбалансированного питания взрослых соотношение между белками, жирами и углеводами (основными питательными веществами) считается оптимальным равное 1:1:4.
Физиологическая ценность определяется способностью продуктов оказывать влияние на нервную, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы человека. Такой способностью обладают кофеин чая и кофе, теобромин шоколада и какао-порошка, этиловый спирт алкогольных напитков,
экстрактивные вещества мяса, рыбы и грибов, эфирные масла и фитонциды лука, чеснока, хрена, перца и горчицы.
Усвояемость пищевых продуктов выражается коэффициентом усвояемости. При смешанном питании усвояемость белков принято считать равной 84,5%, жиров -94%, углеводов 95,6%.
Энергетическая ценность — это количество энергии, которая образуется при
биологическом окислении жиров белков и углеводов, содержащихся в продуктах. Она выражается в килокалориях (ккал) или килоджоулях (кДж). Энергия, выделяемая при окислении1 г углеводов — 3,75 ккал (15,7 кДж), 1 г белков 4,1 ккал (16,7 кДж). Для получения энергетической ценности в единицах системы СИ, т.е. в килоджоулях, необходимо использовать коэффициент пересчета: 1 ккал = 4,184 кДж. Энергетическая ценность рассчитывается на 100 граммов съедобной части.
Для определения теоретической калорийности необходимо калорийность питательных веществ умножить на процентное содержание соответствующих питательных веществ. Сумма полученных произведений представляет собой теоретическую калорийность 100 граммов продукта.
Зная калорийность 100 граммов продукта, можно определить калорийность любого его количества (300г, 500г, 1кг и т.д.). На основе теоретической калорийности, можно рассчитать практическую (фактическую) калорийность путем умножении результата теоретической калорийности на усвояемость в процентах и деления произведения на 100.
Например:
Определить теоретическую калорийность 1 стакана (200граммов) молока коровьего.
По таблице химического состава или по учебнику находим средний химический состав коровьего молока (в %): жира — 3,2; белков — 3,5; молочного сахара — 4,7; золы — 0,7.
Решение:
Калорийность жиров в 100 г молока:
9,0 * 3,2 = 28,8 ккал
Калорийность белков в 100 г молока:
4,1 * 3,5 = 14,4 ккал
Калорийность углеводов в 100 г молока:
3,75 * 4,7 = 17,6 ккал
Теоретическая калорийность 100г молока будет равна 60,8 ккал (28,8+14,4+17,6).
Теоретическая калорийность 1 стакана молока (200г) будет равна 121,6 ккал (60,8*2)
Фактическая калорийность 100 г молока составит:
56,06 ккал.
Для перевода килокалорий в килоджоули число килокалорий умножают на 4,184 (система СИ).
60,8*4,184 = 254,3872 кДж
Решить самостоятельно.
Задание №1
Определить теоретическую и фактическую калорийность 300 граммов маргарина молочного «Жар-печка», используя данные о среднем химическом составе данного продукта (в %): белки — 0,3;
жиры — 82,3;
углеводы — 1,3;
вода 15,9.
Расчет произвести в килокалориях и перевести в килоджоули.
Задание №2
Определить теоретическую и фактическую калорийность 100 граммов сыра Голландского, используя данные о среднем химическом составе данного продукта (в %):
белки — 20,0;
жиры — 28,5;
углеводы — 3,5.
Расчет произвести в килокалориях и в килоджоулях.
Задание №3
Рассчитать теоретическую энергетическую ценность в килоджоулях на основе данных о среднем химическом составе картофеля столового 1кг: белки — 2,4%;
жиры — 0,05%;
углеводы — 20,1%
Задание №4
Определить калорийность пищевых продуктов в килокалориях и килоджоулях. Расчет оформить в таблице.
Наименование продуктов | Содержание в % | Калорийность в | |||
Белки | Жиры | Углеводы | ккал | кДж | |
1. Хлеб ржаной | 6,5 | 1,0 | 40,1 | 186,025 | 778,3286 |
2. Хлеб пшеничный | 8,1 | 1,2 | 42,0 | 201,51 | 843,118 |
3. Сахар-песок | — | — | 99,8 | 374,25 | 1565,862 |
4. Молоко пастеризованное | 2,8 | 3,2 | 4,7 | 57,905 | 242,28 |
5. Масло подсолнечное | — | 99,9 | — | 899,1 | 3761,834 |
6. Масло сливочное Крестьянское | 1,3 | 72,5 | 0,9 | 661,2 | 2766,461 |
7. Картофель | 2,0 | 0,1 | 19,7 | 83 | 347,272 |
8. Яблоки свежие | 0,4 | — | 11,3 | 44 | 184,096 |
9. Мясо кур 1 категории | 18,2 | 18,4 | 0,7 | 242,8 | 1015,876 |
10.Печень говяжья | 17,4 | 3,1 | — | 99,2 | 415,0528 |
11.Рыба кета | 22,0 | 5,6 | — | 140,6 | 588,2704 |
12.Яйцо куриное | 12,7 | 11,5 | 0,7 | 158,2 | 661,9088 |
13.Мясо говядина 1категор. | 18,6 | 16,0 | — | 220,2 | 921,3168 |
14.Капуста белокочанная | 1,15 | — | 3,61 | 18,2 | 76,1488 |
15.Капуста квашеная | 0,76 | — | 1,70 | 9,5 | 39,748 |
16.Карамель леденцовая | — | — | 88,4 | 331,5 | 1386,996 |
17.Томаты свежие грунтов. | 0,60 | — | 4,20 | 18,21 | 79,19064 |
18.Макароны в/сорт | 10,4 | 0,9 | 75,2 | 332,7 | 1392,017 |
19.Сухарики кириешки | 11,8 | 3,1 | 71,5 | 344,4 | 1440,969 |
20.Крупа перловая | 10,53 | 1,35 | 82,33 | 364 | 1522,976 |
21.Конфеты шоколадные | 7,6 | 34,9 | 54,5 | 349,6 | 1462,726 |
22.Шоколад десертный | 5,36 | 34,6 | 50,54 | 522,9 | 2187,813 |
23.Шоколад молочный | 2,90 | 30,0 | 63,0 | 518,1 | 2167,79 |
24.Печенье сахарное в/с | 7,5 | 11,8 | 74,4 | 415,9 | 1740,125 |
25.Какао-напиток | 20,4 | 25,6 | 35,0 | 296,7 | 1241,393 |
Скачано с www.znanio.ru
Источник
Исследовательская работа «Измерение калорийности продуктов»
Научно-исследовательская работа
Измерение калорийности продуктов.
Выполнил:
Пирожков Кирилл Николаевич
учащийся 8а класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4
Руководитель:
Алексеева Татьяна Александровна
учитель физики и математики МБОУ СОШ №4
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическая часть
I. 1. Калорийность продуктов питания.……………………………………….5
I. 2. Влияние неправильного питания на здоровье человека. ……………….7
Глава II. Практическая часть
II.1 Результаты опроса учащихся ………………………………………………9
II.2 Измерение калорийности …………………………………………………..10 Заключение……………………………………………………………………….15
Список источников и литературы………………………………………………16
Приложения……………………………………………………………………….17
Введение
Актуальность.
Энергия, содержащаяся в еде, считается тепловой, поскольку как раз тепло и выделяется в нашем организме, когда пища вступает в реакцию с кислородом. При полном «сгорании» пищи выделяются также вода и углекислый газ. Такая реакция горения в нашем организме, называется метаболизмом.
Многие же учащиеся потребляют больше калорий, чем нужно, и эти лишние калории — то есть калории, не используются в виде энергии, — откладываются у них в виде жира.
Ожирение представляет собой серьезную проблему, вызывающую у медиков большую тревогу. Отчасти эта проблема вызвана тем, что дети не имеют представления о том, сколько калорий содержится в съедаемых ими пищевых продуктах. Если мы будем лучше представлять себе, как действует энергия, которую мы получаем с пищей, и знать, сколько калорий содержится в различных видах продуктов, то это поможет нам правильно питаться и чувствовать себя здоровыми и энергичными.
Цель исследования: измерить количество энергии, содержащихся в различных видах продуктов и сформировать правильный рацион питания школьника.
Задачи:
изучить научно-познавательную литературу по данной теме;
провести анкетирование учащихся;
определить количество выделенного тепла различными видами продуктов;
вычислить сколько калорий содержится в различных видах продуктов;
определить виды продуктов, которые больше всего выделяют энергии;
оценить полученные результаты.
Предмет исследования: энергия, содержащаяся в различных видах продуктов.
Объект исследования: продукты питания.
Гипотеза: могу предположить, что различные виды продуктов выделяют разное количество энергии, и чрезмерное потребление некоторых продуктов может повлечь проблемы со здоровьем учащихся.
Методы исследования: исследования публицистических и научных источников, наблюдение, измерения, анкетирование, анализ.
Глава I. Теоретическая часть.
I. 1. Калорийность продуктов питания.
Углеводы, белки и жиры являются питательными веществами, дающими энергию для поддержания жизни и обеспечения физической активности. Термин «калория» используется для измерения энергии в пище, и, к сожалению, сегодня мы считаем, что калорий должно содержаться как можно меньше. Так же, как и по отношению к остальным элементам рациона, мы стремимся к правильному количеству калорий: не слишком мало и не слишком много. Но, прежде всего, нам хотелось бы поглощать калорийную пищу, которая давала насыщение и не позволяла вам переедать.
Ключом к улучшению здоровья является получение максимального количества калорий из натуральной и растительной пищи, такой как орехи, богатой огромным количеством ценных соединений и клетчаткой. Еще Гиппократ говорил: «Ваша еда должна быть вашим лекарством, а ваши лекарства — едой».
Сам термин калория является величиной из области термодинамики, которая представляет собой раздел физики. Так, 1 килокалория или ккал — это количество энергии (тепла), которое необходимо для того, чтобы подогреть 1 л воды на 1°С.
1 грамм жира при сгорании способен нагреть на 1°С 9 граммов воды, следовательно, 1 г жира = 9 калориям.
1 грамм углеводов (древесины, клетчатки), сгорая, нагревает на 1°С 4 грамма воды, из этого следует, что 1 г углеводов = 4 калориям.
1 грамм белка, сгорая, способен нагреть 4 грамма воды на 1°С, соответственно 1 г белка = 4 калориям.
Рассуждения о калорийности продуктов питания звучат очень логично. Однако дело в том, что человеческий организм не является печью, где сгорает все, что в нее попадает. В организме человека ничего не горит и ничего не сгорает. И насыщают его не съеденные калории, а усвоенные. Всем известны случаи, когда худые потребляют большое количество пищи, но не поправляются, или толстяки питаются очень умеренно, но не могут сбросить вес.
То есть совершенно необязательно, что количество потребленных калорий усвоятся в организме, что потенциальная энергия станет реальной. Попытаемся немного разобраться. И рассмотрим, что влияет на процесс усвоения.
Но прежде я приведу точку зрения, которая, на мой взгляд, является достаточно интересной.
Ряд авторов, среди них К. Монастырский, Горохов В.А. считают, что понятие калорийности является понятием ошибочным. Согласно данному мнению, нелепо механически переносить термодинамические параметры теплоотдачи какого-то продукта на механизмы пищеварения.
В организме человека происходят сложные химические превращения съеденной человеком еды. При этих превращениях не все компоненты усваиваются в равной степени. Так, например, клетчатка, которая относится к сложным углеводам, практически не усваивается организмом. Поэтому в некоторых странах при расчетах энергетической ценности продуктов клетчатку вообще не учитывают, считая, что она вообще не содержит калорий. Так же не полностью усваиваются жиры и белки. На основании некоторых весьма сложных оценок принято считать, что
белки усваиваются на 84,5 %,
жиры усваиваются на 94 %,
углеводы усваиваются на 95,6 %.
Поэтому некоторые производители при расчете калорийности выпускаемых ими продуктов вводят поправочный коэффициент к содержанию калорий в белках, жирах и углеводах, определенному при помощи калориметрической бомбы. Этот коэффициент и учитывает частичную усваиваемость питательных веществ.
I. 2. Влияние неправильного питания на здоровье человека.
К 16 годам у подростков складывается свое представление о приеме пище. С возрастом изменить привычки неправильного питания будет очень трудно или практически невозможно. А это грозит не только избыточным весом, но и серьезными проблемами со здоровьем. За счет быстрого роста и развития в этом возрасте имеется повышенная потребность в калориях и питательных веществах.
Неправильное питание рано или поздно приведет к проблемам со здоровьем. 14-16 лет — это время активного роста, которому сопутствует повышенный аппетит. Задачей родителей является объяснить подростку вред нерегулярного питания всухомятку, найти альтернативу чипсам и булочкам, например, сухофрукты и орешки.
Питание должно быть четырехразовое: завтрак — 25 %; обед — 35-40 %, полдник — 15 %, ужин — 20-25 % от суточной потребности в питательных веществах. Калорийность пищи рассчитывается так: на 1 кг массы тела должно потребляться примерно 1,8 ккал. Это значит, что в сутки подросток должен съедать примерно 3000 ккал, а при повышенной физической нагрузке — 3500 ккал. У мальчиков в этот период особенно велика потребность в энергии, и не редкость, что окружающих поражает их повышенный аппетит.
Продукты, которые становятся главной причиной ожирения у подростков и должны быть исключены из употребления полностью:
чипсы, газировки, шоколадные батончики и конфеты;
соусы промышленного производства (кетчупы, майонезы, аджики и др.);
продукты из переработанного мяса (колбаса, ветчина, сосиски);
хлебобулочные изделия и фаст — фуд;
жареное (особенно котлеты и картошка, жареные пирожки).
Есть следует преимущественно домашнюю еду. В подростковой диете можно устраивать разгрузочные дни, в которые питаться можно кефиром, гречкой на воде и свежими или запеченными фруктами. Но устраивать такие дни рекомендуется максимум один день в неделю. Калорийность — до 1000 ккал на сутки.
Результат неправильного питания может стать причиной:
заболеваний суставов (артрозов);
вероятность развития остеопороза;
задержка полового развития (ЗПР);
анорексия или ожирение;
проблемы с работой почек и желудочно-кишечного тракта;
развитие анемии;
сбои в работе сердца и центральной нервной системы.
Глава II. Практическая часть
II.1. Результаты опроса учащихся
Участники исследования: подростки 14-15 лет (8 классы) в количестве 54 человека (31 мальчик, 23 девочки).
Для проведения исследования нами была разработана анкета «Питание подростка». Необходимо было выбрать нужный ответ из предложенных вопросов (приложение 1). Ответы сведены в таблицу и указаны на диаграмме.
Итоги анкетирования
Проанализировав питание учащихся, могу сделать следующие выводы: полноценным питание учащихся можно назвать, но необходимо прислушаться к общим правилам здорового питания;
в целом соблюдается режим дня, но некоторые учащихся не успевают завтракать дома;
большинство употребляют в пищу молочные и кисломолочные продукты, а так же в равных долях мясо и колбасу;
подростки регулярно употребляют в пищу свежие фрукты и овощи;
у 87% учащихся вес находится в норме; у 13% наблюдается превышение допустимого веса.
II. 2. Измерение калорийности.
При использовании оборудования из лаборатории einsteina мы провели измерения количества теплоты, выделившееся при сгорании различных продуктов и перевели в калории.
В данном эксперименте мы будем определять энергетическую ценность пищи — удельное количество энергии (в кДж/г), выделяемой при сгорании трех образцов продуктов питания. Эта энергия нагревает известную массу воды, и ее количество можно рассчитать с помощью уравнения:
Q = c × m × Δt,
где с — удельная теплоемкость воды, Δt — изменение температуры воды, m — масса воды, Q — количество поглощенного тепла.
Удельное количество энергии, содержащейся в пище, получается путем деления количества энергии, затраченной на нагрев воды, на массу сгоревшего продукта:
Е пищи = Q/m пищи,
Где, Е пищи — удельное количество энергии, содержащейся в пище, mпищи — масса сгоревшей пищи.
Схема экспериментальной установки:
Оборудование и материалы:
Регистратор данных einstein™ LabMate+;
Персональный компьютер с программой MultiLab 4;
Штатив с кольцевым кронштейном;
Банка для образца продукта питания;
Банка для воды (100-200 мл);
Три образца продуктов питания;
Весы;
Стеклянные палочки для перемешивания воды;
Мерный цилиндр;
Холодная вода;
Спички;
Датчик температуры.
Проведение эксперимента:
Определите массу пустой банки для продуктов.
m = 40 г
Определим массу образца продуктов.
mжиров = 7 г; mбелка = 7 г; mуглеводов = 6 г.
Налить в предназначенную банку 100 мл воды
Положить образец пищи в предназначенную для этого банку.
Установить банку с образцом пищи непосредственно под банку с водой.
Поместить датчик температуры в воду.
Поджечь образец пищи и начать регистрацию данных на компьютер.
Спустя 100 с остановить регистрацию данных.
Сохранить данные опыта на компьютер.
Повторить п.п. 3-11.
Изменение температуры воды при сжигании образцов пищи отражены в приложении 2.
Анализ результатов эксперимента:
Найти изменение температуры воды (Δt) в процессе сгорания каждого образца пищи:
Δtбелка = 28 C0
Δtжиров = 18 C0
Δtуглеводов = 13 C0
Рассчитайте с помощью уравнения (Q = c × m × Δt) количество тепла (Q), поглощённого водой.
Qбелка = 4,2 Дж/г × 100 г × 28 С0 = 11760 Дж
Qжиров = 4,2 Дж/г × 100 г × 18 C0 = 7560 Дж
Qуглеводов = 4,2 Дж/г × 100 г × 13 С0 = 4730 Дж
Найти mпищи — массу пищи, которая сгорела.
mбелков = 1 г
mжиров = 1 г
mуглеводов = 2 г
Определите удельную теплоту (кДж/г) — количество тепла, поглощённого водой при сгорании.
Ебелков =11760 Дж ÷ 1 г = 11760 Дж/г ̴͂ 11,8 кДж/г
Ежиров = 7560 Дж ÷ 1 г = 7560 Дж/г ̴͂ 7,6 кДж/г
Еуглеводов = 5460 Дж ÷ 2 г = 2730 Дж/г ̴͂ 2,6 кДж/г
По имеющимся у нас данным заполним таблицу:
Выводы
По общей картине графиков мы наблюдаем что, температура при сжигании углеводов ниже, чем у белков и жиров. Учитывая то, что, сгоревшего продукта углевода было больше можно сделать вывод о том, что при активной деятельности количество углеводов сгорает больше, выделяя меньшее кол-во энергии, а белков по количеству с жирами одинаково, но энергетическая ёмкость белков гораздо выше жиров.
Наше тело, если его сравнивать с устройством, использовавшимся для проведения нашего исследования, играет роль «дымовой трубы». Кислород нашего организма как раз и обеспечивает «сгорание», то есть усвоение съеденной нами пищи, точно так же, как кислород, содержащийся в воздухе, поддерживает горение продуктов.
В результате сделанных расчётов, я выяснил, что можно компенсировать энергетические затраты человека. Данная работа имеет приоритет в том, что на основе правильных энергетических комбинаций, можно добиться того, что организм человека не будет испытывать потери энергии, а также потреблять энергии больше, чем он расходует в результате своей жизнедеятельности.
Заключение
Россия находится на третьем месте в мире по распространенности ожирения и избыточной массы тела: более 30 % трудоспособного населения страдает избыточной массой тела и ожирением. В то же время ни в отечественной науке, ни в государственной политике не прослеживается должного понимания, как масштабов проблемы, так и ее социального характера.
Всем должно быть ясно, что профилактика ожирения является одним из основополагающих принципов оздоровления нашего общества, так как основная причина высокой смертности тучных людей — это не само ожирение, а его тяжелые сопутствующие заболевания.
В ходе проведенной исследовательской работы мы не выявили больших проблем, касающихся питания школьников. Нужно разработать комплекс мер, направленных на профилактику нарушения веса.
Необходимо также вести пропаганду здорового образа жизни в частности разъяснять учащимся основы здорового питания. Придерживаться правил правильного питания совсем не сложно. Самое главное чтобы это вошло в привычку. Это должно стать приоритетным направлением в образовательном учреждении, т.к. последствия нарушения здорового питания будут сказываться и на дальнейшем учебном процессе, и в будущем на трудоспособности человека.
Список использованных источников и литературы
В процессе работы над данной темой мною была изучена и проанализирована научно — познавательная литература, которая помогла осуществить выполнение данной работы.
Цифровые лаборатории einstein™. Лабораторные работы по физике: Руководство для учителя. — Fourier Systems Ltd., 2013.
https://smartfigura.ru/raschet-kaloriynosty/kak-opredelit-kaloriynost.html
https://babyfoodtips.ru/2020136-pravilnoe-pitanie-dlya-podrostkov-14-16-let/
Приложение 1. Анкета «Питание подростка»
Отметьте свой ответ V
1. Сколько раз в день Вы едите?
1) 3-5 раз,
2) 1-2 раза,
3) 7-8 раз, сколько захочу.
2. Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?
1) да, каждый день,
2) иногда не успеваю,
3) не завтракаю.
3. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?
1) всегда, постоянно,
2) редко, во вкусных салатах,
3) не употребляю.
4. Что вы предпочитаете более?
1) Отваренную грудку
2) Колбасу
5. Как часто вы употребляете в пищу мясо, рыбу, яйца, молоко?
1)всегда, постоянно,
2) редко
3) не употребляю.
6.Поев чего, вы долго не чувствуете голода?
1) Мясо, рыбу, яйца
2) мясные полуфабрикаты, колбаса
3) овощи и фрукты
7. Как часто вы употребляете чипсы, фаст-фуд, сухарики?
1)всегда, постоянно,
2) редко
3) не употребляю.
8. Какие продукты ты считаешь вредными?
1) фрукты, овощи
2) молоко, яйца
3) фаст-фуд, чипсы
Приложение 2.
Белки:
Жиры:
Углеводы:
20
Источник