Метафора по лишнему весу

Содержание статьи

Полезные метафоры при работе с расстройствами питания и избыточным весом

Как известно идеи, сформулированные в виде метафоры или истории, часто «доходят» до нас лучше, чем рациональные доводы, научные объяснения и личные убеждения.

Например, человеку, который жалуется на свою проблему, но в то же время ничего не делает, для её устранения, можно прочесть лекцию о важности мотивации, наличии цели или о вторичных выгодах, которые могут препятствовать решению вопроса.

А можно попробовать всё то же самое донести с помощью метафоры. Например, рассказав о мужчине, который как-то раз проходил мимо дома, на крыльце которого сидели пожилая дама и джентльмен, а рядом с ними лежала их собака и жалобно скулила. Мужчина спросил пожилую даму, почему их собака скулит, на что та совершенно спокойно ответила: «Дело в том, что она лежит на гвозде». Тогда мужчина пришёл в недоумение и спросил, почему же собака не сойдёт с этого места, ведь ей же больно. На что пожилая дама так же спокойно ответила: «Значит ей настолько больно, чтобы скулить, но не настолько, чтобы сдвинуться с места…»

Вот и в вопросах нарушения питания и коррекции веса также могут быть полезны метафоры.

Для желающих быстро похудеть

Можно привести всем известную канву сказки про 3 поросят. Где один строил домик из соломы, другой из веток, а третий из кирпича. Первый и второй построили свои дома быстро и легко, в то время, как третий строил долго и, очевидно, ему было тяжелее. Но зато, когда пришёл серый волк, устоял только домик из кирпича.

Снижение веса с помощью диет, голодания, чудо-таблеток, разгрузочных дней, интенсивных нагрузок и т.п. — это строительство домика из соломы. Быстро, довольно легко (по крайней мере, на первых этапах), но лишь до тех пор, пока не пришёл «злой серый волк». А он обязательно придёт. В виде стресса, болезни, сопротивления со стороны близких, конфликтов на работе, праздников, отпуска «всё включено» и прочих вполне естественных сторон нашей жизни. И когда такой «серый волк» придёт, то соломенный домик рухнет. Человек сорвётся и начнёт набирать вес обратно.

Домик же из кирпича — это постепенное выявление и устранение причин набора веса. Это сложнее. Это дольше. Но зато в этом «доме» вы сможете прожить всю оставшуюся жизнь, и никакой «серый волк» его не разрушит. И, грамотно снизив вес и выстроив нормальные отношения с едой, у вас будут все шансы остаться стройным человеком на всю жизнь.

Для тех, у кого нет времени нормально питаться

Можно попросить представить человека, что у него есть маленький ребёнок, которому периодически требуется еда. Вне зависимости от того, где вы оказались, — дома, на улице, в гостях, в магазине, в транспорте, — ваш ребёнок в какой-то момент может проголодаться. Скажете ли вы ему, что у вас нет времени его покормить, или позаботитесь о том, чтобы у вас всегда было с собой что-то, чем можно заморить червячка. Или пойдёте в ближайшее кафе и нормально поедите.

Большинство людей говорят, что да, они так бы и сделали, будь это мой собственный маленький ребёнок.

И тогда можно спросить, а можно ли отнестись к своему собственному телу, как к ребёнку, которому нужна ваша забота и внимание?

Для тех, кто привык есть на ходу, между делом

Можно спросить, есть ли у человека машина? И даже если нет, всё равно провести аналогию с собственной машиной. Сказав, что если вы едете, и вдруг замечаете, что у вас кончается бензин, то вне зависимости от ваших планов, срочности ваших дел и т.п., вы остановитесь на ближайшей заправке. Иначе дальше ваша машина не поедет. Более того, вы зальёте в бак самый дешёвый бензин, или тот, который подходит именно вашему авто?

Тут большинство, у кого есть своя машина, обычно говорят, что, конечно, зальют нормальный бензин. И довод о том, что если не заехать на заправку, то машина дальше не поедет, тоже всем понятен и не вызывает возражения.

А потом можно спросить. Получается, что к машине я отношусь лучше, чем к своему телу? Потому что, если машина требует топлива, я откладываю дела и заруливаю на заправку. А если «топлива» требует моё тело, я могу забросить в него что-то между делом и пойти дальше (или не забросить ничего, что тоже часто бывает)? Стоит ли тогда удивляться, что результатом такого отношения к своему телу становится лишний вес?

Для «вечно худеющих»

Многие люди борются с лишним весом и едой многие годы, а иногда и десятилетия. Худеют, потом срываются, полнеют, потом опять худеют и так далее.

И в начале каждой новой попытки похудения в их голове мелькает мысль: «Теперь у меня точно всё получится». И, несмотря на то, что 30 предыдущих диет не помогли человеку сохранить свой результат и остаться стройным, он верит, что 31-ая диета обязательно поможет.

Для таких людей можно привести историю об одной пожилой английской леди, которая жила всю жизнь одна, но очень хотела, чтобы у неё появился мужчина.

Для этого она каждое утро заглядывала под кровать в надежде, что там притаился мужчина её мечты. Но его там, естественно, никогда не оказывалась.

Около 20 лет она заглядывала под кровать ежедневно. И вот, спустя 20 лет безуспешных попыток, она поняла, что, видимо, она не достаточно старается. И надо что-то менять.

После этого «инсайта» она решила удвоить свои шансы на успех, и купила себе вторую кровать. И теперь каждое утро заглядывала под две кровати. Результат, как вы могли догадаться, остался прежним.

Потому что важно не просто делать что-то, а делать что-то правильно. Чтобы просто похудеть, можно делать хоть что, а вот для того, чтобы остаться стройной, нужно чётко знать, что на самом деле надо делать.

Для тех, кто привык себя постоянно ограничивать в еде

Вполне может подойти метафора пружины. Можно представить, что ограничивая себя в еде, в частности, исключая из рациона какие-то любимые вкусные продукты, я как будто сдавливаю пружину. И чтобы её сдавливать, нужны постоянные усилия. Но сколько бы усилий я ни приложил, я не могу удерживать её в таком сдавленном состоянии вечно. И это лишь вопрос времени, когда сил не хватит, и пружина ограничений «выстрелит» обратно. И тогда — «держите меня семеро», — человек съедает всё, что не прибито, а что прибито, тоже отрывается и съедается.

Читайте также:  Лишний вес поднимает давление

Кроме того можно попросить человека провести маленький эксперимент. Попросить его на время задержать дыхание (насколько он сможет). И сказать, чтобы он наблюдал, что будет происходить с ритмом дыхания, когда он, наконец, не сможет больше задерживать дыхания и вдохнёт. Любой человек в такой ситуации заметит, что после задержки он начал дышать быстрее и интенсивнее.

Потому что чем больше чего-то не хватает (в данном случае, кислорода), тем больше потом этого будет хотеться.

Для сомневающихся в себе и своей способности стать стройным

Часто, если человек уже долго борется с весом, его переполняют сомнения и тревоги. И когда он приходит за помощью, в нём есть одновременно и желание менять что-то в лучшую сторону, и опасения, что ничего не получится.

Чтобы донести идею о том, как с этим быть, можно рассказать такую довольно известную притчу:

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Для тех, кто хочет снизить вес, но постоянно откладывает конкретные действия, которые необходимо сделать для достижения результата

Может помочь такая история.

Выйдя из пустыни, странник подошёл к берегу небольшой речушки. Решив, было перепрыгнуть на другой берег, он отступил назад для разбега. Отсюда река показалась ему довольно-таки широкой, и он для верности отошёл еще на несколько шагов. Отойдя, он обернулся и увидел, что перед ним — самая настоящая большая река, одолеть которую можно, только если разбег будет длинным и очень энергичным.

Так он отходил и отходил от реки, намереваясь прыгнуть через неё, до тех пор, пока не увидал перед собой самое настоящее море, прыгать через которое уже не имело ни малейшего смысла. Путник огорчённо повернулся спиной к миражу и зашагал прочь, углубляясь в пустыню.

Для «зацикленных» на цифре веса, регулярном взвешивании и идеальном весе

Один мой коллега рассказывал, что как-то выступал в качестве приглашённого эксперта на одной из телепередач. Среди главных героев был мужчина, который долгое время считал себя несчастным из-за низкого роста (так ему казалось). И вот однажды он решил сделать себе операцию по удлинению ног. И удлинил их на 10 см. После этого, по словам мужчины, он стал абсолютно счастливым.

Мой коллега задал ему всего лишь один вопрос: «Правильно ли я понимаю, что ваше счастье измеряется в сантиметрах?».

Мужчина пришёл в ярость и начал кричать. Хотя, очевидно, что вопрос попал в самую точку.

Для тех, кто считает себя «жирной безвольной скотиной» и не любит своё тело

Здесь, конечно, только лишь одними метафорами не помочь, так как речь часто идёт о глубинном отношении к себе, о тотальном ощущении собственной «плохости», «недостойности», чрезмерном стыде.

Но, тем не менее, и здесь можно попробовать донести идеи иного отношения к себе и своему телу в виде метафор.

Например, такой.

Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая — красавица, а младшая — не очень.

Один из моряков сказал своему другу:

— Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.

— Да, ты прав, старшая дочь вождя — красавица, умница. Ты сделал правильный выбор — женись.

— Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.

— Ты что, с ума сошёл? Она же такая… не очень.

— Это моё решение, и я это сделаю.

Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься. Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп жемчужинами. Хорошая невеста стоила десять жемчужин.

Моряк отправился в плавание и вскоре приплыл с десятью жемчужинами, и подошёл к вождю.

— Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять жемчужин!

— Это хороший выбор. Моя старшая дочь — красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.

— Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.

— Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень.

— Я хочу жениться именно на ней.

— Хорошо, но, как честный человек, я не могу взять десять жемчужин, она того не стоит. Я возьму за неё только 1 жемчужину.

— Нет, я хочу заплатить именно десять.

Они поженились.

Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты.

Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит: сидит его друг, вокруг детишки бегают.

— Как живёшь?

— Я счастлив.

Тут входит та самая красивая женщина.

— Вот, познакомься. Это моя жена.

— Как? Ты что, женился ещё раз?

— Нет, это всё та же женщина.

— Но как это произошло, что она так изменилась?

— А ты спроси у неё сам.

Подошёл друг к женщине и спрашивает:

— Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?

— Просто однажды я поняла, что стою десять жемчужин.

© Психолог Леонов Сергей Дмитриевич

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

бесплатная консультация психолога по расстройствам пищевого поведения

Что даёт:

— Позволяет понять вид расстройств пищевого поведения и степень тяжести

— Благодаря этому позволяет определить необходимый уровень помощи (стационар, фармакотерапия + психотерапия, только психотерапия)

— Помогает спрогнозировать примерный срок терапии (краткосрочно — 2-3 месяца; среднесрочно — 6-12 месяцев, долгосрочно — более 1 года)

— Даёт возможность лично пообщаться и понять, подходит ли вам специалист

— Помогает задать все вопросы, волнующие вас на начальном этапе

— Помогает начать действовать!

Как проходит:

— По скайп/вотсап/вайбер/зум

— Из любой точки мира, где есть интернет

— 30-40 минут

Кто проводит:

— Провожу я, Леонов Сергей, психолог, специалист по РПП с опытом работы более 14 лет.

Что, если мне не подойдёт:

— Это нормально, вы сэкономите деньги и время, и сможете попробовать консультацию с другим специалистом.

Как записаться:

— WhatsApp +79097007669

— через соцсети в разделе Контакты

— через форму ниже

Я отвечу вам в течение 1-2 дней.

Так же для подстраховки вы можете написать СМС/сообщение в WhatsApp на номер 89097007669 с текстом «заявка», указав тем самым, что вы отправили заявку через сайт (редко, но такое бывает, что заявка с сайта могут не дойти или человек указал ошибочную электронную почту).

Буду рад вам помочь!

Источник

Джулии поставили диагноз дисморфическое расстройство спустя два года агоний по поводу формы своего носа. Джулия проводила ежедневно по три часа перед зеркалом, оценивая свой нос под разными углами и горюя над тем, что она считала его ассиметричным и большим. Джулия также проводила много часов в интернете в поиске косметических процедур, чтобы «починить» свой нос, вдобавок к тому, что тратила сотни фунтов на визуальную маскировку, чтобы он казался меньше. Джулия ушла с работы дизайнером за восемь месяцев до обращения за терапией, поскольку для нее было сложным быть готовой к выходу на работу рано утром из-за длительного ритуального наложения косметики. Для Джулии было очень болезненно покидать дом и встречаться с миром из-за своего, как она считала, «жуткого дефекта».

Читайте также:  Программы люди с лишним весом

Психологическая помощь Джулии состояла в снижении компульсивного поведения (регулярные сверки в зеркале, наложение косметики несколько раз в день, избегание определенного освещения и общение с людьми, принимая определенную позу) и возвращение ее к ежедневным обязанностям, которых она стала избегать. Во многом это помогло, и она стала возвращаться к социальному взаимодействию, и даже думала о возвращении на работу. Однако, она заметила, что ее стали беспокоить другие аспекты внешности, а именно — утоньшение волос и обветшание кожи на скулах. Джулия пыталась применять техники, которым она научилась в процессе терапии, но почувствовала себя неспособной справиться с интенсивностью, с которой наступала дисморфия, изобретая новые способы, чтобы изводить ее. Джулия продолжала подгонять свое поведение, чтобы быть впереди расстройства. Бывали дни, когда она держалась на поверхности воды, в другие — она тонула, «не раскачивалась на поверхности волн, а тонула». Полностью истощенная, она стала интересоваться, почему она так пристально следит за своим носом, волосами и кожей. Когда это началось? Почему она стала обращать внимание на свои физические недостатки и почему они так ее изводят?

Целая гамма сложных эмоций появлялась, когда Джулия задавала себе эти вопросы. Она стала смотреть в другом направлении и вернулась к восприятию «слишком большого носа», тонких волос и несовершенной кожи. Каждый раз, когда задавала себе вопрос «почему», она возвращалась к зеркалу и обследовала свою внешность и трогала скулы, чтобы проверить, насколько упругая кожа. Возможно, так я что-то пойму, — думала она. Почему я возвращаюсь к своей внешности, когда эмоции такие невыносимые? Что произойдет, если я позволю себе пережить это, а не буду избегать их и часами торчать у зеркала?

Хотя Джулия была очень напугана, она стала переживать эмоции, которые были связаны с переживаемыми дефектами. Она обнаружила, что «слишком большой нос» появлялся, когда она переживала стыд. Ощущение того, что «мой нос слишком большой» было метафорой для ее стыда, который она переживала будучи ребенком, и эти переживания имплицитно хранились в ее теле, в особенности — ее носе.

Джулия подумала о том, что нос — это орган обоняния, который играет ключевую роль в развитии привязанности у ребенка. Она отметила, что нос — это часть лица, которая все время выпячивается больше, чем другие, вспомнила о том, что было больно «выпячиваться» из бдительности кормильца, поскольку обычно это приводило к замечаниям и стыду. Джулия размышляла над тем, что обоняние связано со вкусом еды, и как еда была спутана с ранними отношениями с кормильцем. Она также вспомнила, как ее сестру хвалили за «хорошенький нос кнопкой», когда они подрастали, и такой нос стал для нее синонимом взросления, поскольку ее сестра была эмоционально ближе к матери, чем она.

Часы, проведенные Джулией перед зеркалом, стали метафорой для поиска ее истинного Селф. Джулия искала истинное Селф, свою целостную жизнь, понимая, что ее ложное селф с большей готовностью откликается на потребности и требования кормильца в раннем возрасте и по мере взросления. Ее попытки скорректировать размер носа при помощи тщательно подобранной и нанесенной косметики, было метафорой для ее потребности спрятаться, чтобы быть в безопасности. Во многих смыслах Джулия жила в болезненной дихотомии; желая, чтобы ее воспринимали такой, какая она есть и в то же время, испытывая необходимость спрятаться такой, какая я есть, чтобы избежать стыда и отвержения. Попытки Джулии «починить» свой нос фиксировали ее внимание на нем и увеличивали стыд. Часто слой косметики, который она использовала на носу и вокруг него, действительно притягивали внимание людей к носу, но обычно они не замечали этого. Также те позы, которые она принимала, когда разговаривала с людьми, вызывали непонимание, которого она также пыталась избежать.

Джулия забыла о двадцати минутах утром, которые она посвящала ощущениям своего носа. Она позволила появляться любым ощущениям и эмоциям, такими, какие они есть, без осуждения или избегания. Приходили воспоминания, и она много плакала. Через какой-то период времени она заметила, что у нее больше нет желания постоянно разглядывать свой нос в зеркале, как и другие части лица. Использование косметической маскировки и компульсивных прикосновений к скулам также органично перестали беспокоить. Прожив те эмоции, которые были связаны с ощущением носа и другими частями лица, ей больше нечего было избегать и ненавидеть себя за что-то. Джулия поняла, что ее желание иметь нос меньше и гладкую кожу, было желанием быть любимой.

Источник

Словарь метафор

Составим неболь­шой сло­варь мета­фор, кото­рые проч­но вошли в нашу речь. Учтем, что мно­гие фра­зео­ло­гиз­мы явля­ют­ся мета­фо­ра­ми.

  • Ахиллесова пята
  • бегут (мчат­ся) облака
  • без­дон­ное небо
  • без гро­ша в кармане
  • без­молв­ная улица
  • блед­ное небо
  • бой­кий спор
  • борь­ба без правил
  • брач­ные оковы
  • бря­цать оружием
  • буты­лоч­ные (изу­мруд­ные) глаза
  • быть под каблуком
  • быть на высоте
  • вверх тор­маш­ка­ми
  • вда­вать­ся в тонкости
  • в духе времени
  • ведет себя как хит­рый лис
  • вешать нос
  • визг пилы
  • вила­ми по воде писано
  • витать в облаках
  • взи­рать с высоты
  • взо­брать­ся в гору
  • вло­жить всю душу
  • вой вет­ра
  • воз­во­дить потём­кин­ские деревни
  • вол­ки сыты и овцы целы
  • вол­чья хватка
  • ворон­ка разрыва
  • встав­лять пал­ки в колеса
  • вти­рать очки
  • выдо­ить все деньги
  • выдох­ший­ся человек
  • вызвать на «ковёр»
  • выплес­нуть мла­ден­ца вме­сте с водой
  • вытра­вить из сознания
  • гвоздь про­грам­мы
  • глаз-алмаз
  • глу­хая ночь
  • говор ручья
  • голов­ка сыра
  • гора вещей
  • гор­ба­тые крыши
  • горит лам­поч­ка
  • горя­чая любовь
  • гре­бень птицы
  • гри­бы лисички
  • губа не дура
  • дели­кат­ный вопрос
  • дере­во стоячее
  • деревья-карлики
  • дер­жать язык за зубами
  • дождь бара­ба­нил
  • дождь про­шёл
  • дрем­лет дорога
  • дуги бро­вей
  • душа ушла в пятки
  • ежо­вые рукавицы
  • желез­ная воля
  • желез­ный характер
  • желез­ное здоровье
  • желез­ные мускулы
  • желез­ные нервы
  • жем­чу­жи­на поэзии
  • завыл ветер
  • зага­ды­вать вперёд
  • загнать себя в угол
  • заго­го­тал (заржал) от удовольствия
  • зай­ти в тупик
  • зало­жить фун­да­мент отношений
  • запус­кать руку в кассу
  • зарыть топор войны
  • засу­чить рукава
  • зелё­ная молодежь
  • золо­тая голова
  • золо­тая листва
  • золо­тая осень
  • золо­тое сердце
  • золо­тые руки
  • золо­тые слова
  • зуба­стый парень
  • изли­вать душу
  • калан­ча (о чрез­мер­но высо­ком человеке)
  • камен­ное лицо
  • камен­ное сердце
  • кипит жела­ние
  • кисель дорог
  • кис­лое выра­же­ние лица
  • кисея тума­на
  • ключ про­бле­мы
  • коль­цо колбасы
  • кон­цы с кон­ца­ми не сходятся
  • корал­ло­вые губы
  • корень сло­ва
  • кот напла­кал
  • крош­ка (о малень­ком ребёнке)
  • кру­тая машина
  • кры­ло здания
  • лас­ко­вые лучи
  • лбом сте­ну прошибать
  • ледя­ное сердце
  • ледя­ной взор
  • лен­та дороги
  • лес голо­сов
  • лес рук
  • лёд (бро­ня) равнодушия
  • листья про­пи­та­лись солнцем
  • луков­ки церквей
  • луч надеж­ды
  • любо­пыт­ный вопрос
  • маль­чик для битья
  • мач­ты стонут
  • медь волос
  • мно­го воды утекло
  • море голов
  • море про­блем
  • мрач­нее тучи
  • муд­рое решение
  • най­ти общий язык
  • насту­пить на люби­мую мозоль
  • начать с чисто­го листа
  • небо на ладони
  • невер­ный глаз
  • не зная бро­ду, совать­ся в воду
  • ни кап­ли таланта
  • ни перед чем не останавливаться
  • нож­ка стула
  • нос кораб­ля
  • обла­ко ходячее
  • огонь губ
  • огнен­ный шар
  • ока­зать­ся при­жа­тым к стене
  • оста­вить мокрое место
  • отло­жить на чер­ный день
  • остав­лять заруб­ки на память
  • острое зре­ние
  • ост­рые скулы
  • открыть себе путь
  • отпла­тить той же монетой
  • пау­ти­на лжи
  • пал­ка о двух концах
  • песоч­ная рубаха
  • пле­чи рычага
  • пога­сить ссору
  • подош­ва горы
  • под­тя­нуть поту­же пояс
  • поезд пол­зет еле-еле
  • пой­ти как по маслу
  • пой­ти лег­ким путем
  • поли­лась мелодия
  • попасть в переплёт
  • поста­вить шах и мат
  • поток (оке­ан) слёз
  • потуск­нев­ший взгляд
  • при­ло­жить руку
  • при­тор­мо­зить
  • про­бить сте­ну непонимания
  • про­ва­лить­ся на месте от стыда
  • пуза­тый чайник
  • пустая голо­ва
  • пустить кор­ни в городе
  • пше­нич­ные усы
  • пятое коле­со в телеге
  • рас­ку­рить труб­ку мира
  • рев водо­па­да
  • розо­вые мечты
  • рубить с плеча
  • рыль­це в пушку
  • само­му в пет­лю лезть
  • с гла­зу на глаз
  • сесть в калошу
  • сире­не­вый туман
  • скри­пу­чий голос
  • слад­кие речи
  • слу­жеб­ная лестница
  • соль раз­го­во­ра
  • солн­це садилось
  • ствол ору­дия
  • сте­на дождя
  • столк­нуть­ся с преградой
  • счи­тать каж­дую копейку
  • тёп­лая встреча
  • туча кома­ров
  • туч­ка золотая
  • тяжё­лая артиллерия
  • увяз­нуть в тря­сине лжи
  • уста­лые кап­ли пота
  • учить азы
  • факел зна­ний
  • хвост коме­ты
  • цвет обще­ства
  • цепи раб­ства
  • цепь озер
  • часы идут
  • человек-волк
  • чёр­ная зависть
  • чёр­ная измена
  • чёр­ные мысли
  • чугун­ные ладони
  • шепот лист­вы
  • широ­ко про­сти­рать руки
  • шоко­лад­ный загар
  • ядо­ви­тый человек
  • янтар­ный блеск
Читайте также:  Лишний вес и повышенный сахар

Словообразовательные метафоры

Белоручка, без­мозг­лый, бес­че­ло­веч­ный, бес­хре­бет­ный, бес­сер­деч­ный, быст­ро­теч­ный, бычить­ся, бук­валь­ный, взбе­ле­нить, взыг­рать, взгреть, вес­кий, воз­ро­дить­ся, вол­но­лом, гор­лан, глу­бо­ко­мыс­лие, дар­мо­ед, даль­но­вид­ный, двое­душ­ный, душе­грей­ка, жесто­ко­сер­дие, ежить­ся, захре­бет­ник, зме­и­стый, зме­е­вик, издер­жать, лег­ко­вес­ный, маль­чи­ше­ство, мая­чить, мин­даль­ни­чать, миро­ед, мед­но­ло­бый, моло­ко­сос, нахлеб­ник, небо­скреб, ново­ис­пе­чен­ный, обез­ду­шить, окры­сить­ся, охла­деть, пере­ше­ек, пред­вку­шать, при­зе­ми­стый, при­стру­нить, про­ны­ра, пыл­кий, сата­неть, скот­ство, серд­це­вед, серд­це­ед, слад­ко­глас­ный, сла­сто­лю­бие, услаж­дать, цепе­неть, цыга­нить, шко­лить, юлить.

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка осо­бое место зани­ма­ют автор­ские (инди­ви­ду­аль­ные) мета­фо­ры, кото­рые отли­ча­ют­ся яркой образ­но­стью, необыч­но­стью, а так­же еди­нич­но­стью сво­е­го упо­треб­ле­ния. Такие мета­фо­ры созда­ют­ся писа­те­лем в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии и не полу­ча­ют обще­язы­ко­во­го распространения.

Приведем при­ме­ры автор­ских мета­фор из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры и поэзии.

Примеры метафор из художественной литературы

Допускаю так­же появ­ле­ние… бор­зо­пис­цев, кото­рые не могут дока­зать, где они вче­ра ноче­ва­ли, и у кото­рых нет дру­гих слов на язы­ке, кро­ме слов, не пом­ня­щих род­ства. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

* * *

Волны несут­ся гре­мя и свер­кая. (Ф.И. Тютчев)

* * *

Умильная пре­лесть (Ф.И. Тютчев)

* * *

Замшевая поход­ка. (В.В. Набоков)

* * *

Царапающий взгляд. (М. Горький)

* * *

Я хочу кин­жаль­ных слов. (К. Бальмонт)

* * *

Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоз­дей. (Н.С. Тихонов)

* * *

Пустых небес про­зрач­ное стек­ло. (A. Ахматова)

* * *

Молодость моя! Моя голуб­ка смуг­лая! (М. Цветаева)

* * *

Мама и уби­тый нем­ца­ми вечер. (В. Маяковский)

* * *

Немой покой. (И.А. Бунин)

* * *

Соловьи сло­во­сло­вьем гро­хо­чу­щим огла­ша­ют лес­ные пре­де­лы. (Б. Л. Пастернак)

Метафоры из русского фольклора

  • доб­рый молодец
  • гроз­ный царь
  • уда­лой боец
  • дума креп­кая
  • дума чер­ная
  • серд­це жаркое
  • пле­чи богатырские

Метафоры в произведениях С.А. Есенина

Кудрявый сумрак.

* * *

В саду горит костер ряби­ны красной.

* * *

Березовым весе­лым языком.

* * *

Руки милой — пара лебедей

В золо­то волос моих ныряют.

* * *

Ты — мое василь­ко­вое сло­во,

Я наве­ки люб­лю тебя.

Как живет теперь наша корова,

Грусть соло­мен­ную тере­бя?

* * *

«Черемуха»

Черемуха души­стая

С вес­ною расцвела

И вет­ки золо­ти­стые,

Что куд­ри, завила.

А рядом, у проталинки,

В тра­ве, меж­ду корней,

Бежит, стру­ит­ся маленький

Серебряный ручей.

* * *

Дымом поло­во­дье

Зализало ил.

Желтые поводья

Месяц уронил.

* * *

Туча кру­же­во в роще связала,

Закурился паху­чий туман.

Еду гряз­ной доро­гой с вокзала

Вдалеке от роди­мых полян.

* * *

Лес застыл без печа­ли и шума,

Виснет темь, как пла­ток, за сосной.

Сердце гло­жет пла­ку­чая дума…

Ой, не весел ты, край мой родной.

* * *

Полыхают зори, курят­ся туманы,

Над рез­ным окош­ком зана­вес багряный.

* * *

Не боль­на мне ничья измена,

И не раду­ет лег­кость побед,

Тех волос золо­тое сено

Превращается в серый цвет.

* * *

Зеленая при­чес­ка,

Девическая грудь,

О тон­кая березка,

Что загля­де­лась в пруд?

Что шеп­чет тебе ветер?

О чем зве­нит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лун­ный гребешок?

И мне в ответ березка:

«О любо­пыт­ный друг,

Сегодня ночью звездной

Здесь сле­зы лил пастух.

Луна сте­ли­ла тени,

Сияли зеленя.

За голые колени

Он обни­мал меня.

* * *

Младенцем завер­ну­ла

Заря луну в подол.

* * *

Сердце гло­жет пла­ку­чая дума…

* * *

Прячет месяц за овинами

Желтый лик от солн­ца ярого.

Высоко над луговинами

По восто­ку пышет зарево.

Пеной рос заря туманится,

Словно глубь очей невестиных.

Прибрела вес­на, как странница,

С посош­ком в лап­тях берестяных.

На берез­ки в роще теневой

Серьги звон­кие повесила

И с рас­све­том в сад сиреневый

Мотыльком порх­ну­ла весело.

* * *

Прибрела вес­на, как странница,

С посош­ком в лап­тях берестяных.

На берез­ки в роще теневой

Серьги звон­кие повесила

И с рас­све­том в сад сиреневый

Мотыльком порх­ну­ла весело.

* * *

Теперь бы брыз­нуть в небо

Вишневым соком стих

За отче­скую щедрость

Наставников твоих.

* * *

Метафоры в произведениях А.С. Пушкина

«К Чаадаеву»

Под гне­том вла­сти роковой

Нетерпеливою душой Отчизны внем­лем призыванье.

Пока сво­бо­дою горим,

Пока серд­ца для чести живы.

* * *

«Анчар»

Природа жаж­ду­щих степей

Его в день гне­ва породила…

* * *

Сквозь вол­ни­стые туманы

Пробирается луна.

* * *

Утих и шум, и крик торговый;

Лишь толь­ко лает страж дво­ро­вый

Да цепью звон­кою гремит.

Она поет — и зву­ки тают,

Как поце­луи на устах,

Глядит — и небе­са играют

В ее боже­ствен­ных гла­зах;

Дул север. Плакала тра­ва

И вет­ви о недав­нем зное,

И роз, проснув­ших­ся едва,

Сжималось серд­це молодое.

* * *

«Евгений Онегин»

У ночи мно­го звезд прелестных,

Красавиц мно­го на Москве.

Но ярче всех подруг небес­ных

Луна в воз­душ­ной синеве.

Метафоры в произведениях А.А. Фета

Какая холод­ная осень!

Надень свою шаль и капот;

Смотри: из-за дрем­лю­щих сосен

Как буд­то пожар восстает.

Сияние север­ной ночи

Я пом­ню все­гда близ тебя,

И све­тят фос­фор­ные очи,

Да толь­ко не гре­ют меня.

* * *

На сто­ге сена ночью южной

Лицом ко твер­ди я лежал,

И хор све­тил, живой и друж­ный,

Кругом рас­ки­нув­шись, дро­жал.

***

Я ль нес­ся к без­дне полу­ноч­ной,

Иль сон­мы звезд ко мне неслись?

Казалось, буд­то в дла­ни мощной

Над этой без­дной я повис.

***

«На сто­ге сена ночью южной»

И с зами­ра­ньем и смятеньем

Я взо­ром мерил глу­би­ну,

В кото­рой с каж­дым я мгновеньем

Все невоз­врат­нее тону.

Метафоры в произведениях А.А. Блока

«Снежное вино»

И вновь, сверк­нув из чаши вин­ной,

Ты посе­ли­ла в серд­це страх

Своей улыб­кою невинной

В тяже­лоз­мей­ных воло­сах.

Я опро­ки­нут в тем­ных струях

И вновь вды­хаю, не любя,

Забытый сон о поцелуях,

О снеж­ных вюгах вкруг тебя.

И ты сме­ешь­ся див­ным смехом,

Змеишься в чаше золотой,

И над тво­им собо­льим мехом

Гуляет ветер голу­бой.

И как, гля­дясь в живые струи,

Не уви­дать себя в венце?

Твои не вспом­нить поцелуи

На запро­ки­ну­том лице?

***

В лег­ком серд­це — страсть и беспечность,

Словно с моря мне подан знак.

Над без­дон­ным про­ва­лом в веч­ность,

Задыхаясь летит рысак.

***

И очи синие, бездонные

Цветут на даль­нем берегу.

***

Горек мне мед тво­их слов.

***

Змеиные куд­ри.

***

Гадать по кар­там ночи.

***

Вопли скри­пок.

Источник