Метафора по лишнему весу
Содержание статьи
Полезные метафоры при работе с расстройствами питания и избыточным весом
Как известно идеи, сформулированные в виде метафоры или истории, часто «доходят» до нас лучше, чем рациональные доводы, научные объяснения и личные убеждения.
Например, человеку, который жалуется на свою проблему, но в то же время ничего не делает, для её устранения, можно прочесть лекцию о важности мотивации, наличии цели или о вторичных выгодах, которые могут препятствовать решению вопроса.
А можно попробовать всё то же самое донести с помощью метафоры. Например, рассказав о мужчине, который как-то раз проходил мимо дома, на крыльце которого сидели пожилая дама и джентльмен, а рядом с ними лежала их собака и жалобно скулила. Мужчина спросил пожилую даму, почему их собака скулит, на что та совершенно спокойно ответила: «Дело в том, что она лежит на гвозде». Тогда мужчина пришёл в недоумение и спросил, почему же собака не сойдёт с этого места, ведь ей же больно. На что пожилая дама так же спокойно ответила: «Значит ей настолько больно, чтобы скулить, но не настолько, чтобы сдвинуться с места…»
Вот и в вопросах нарушения питания и коррекции веса также могут быть полезны метафоры.
Для желающих быстро похудеть
Можно привести всем известную канву сказки про 3 поросят. Где один строил домик из соломы, другой из веток, а третий из кирпича. Первый и второй построили свои дома быстро и легко, в то время, как третий строил долго и, очевидно, ему было тяжелее. Но зато, когда пришёл серый волк, устоял только домик из кирпича.
Снижение веса с помощью диет, голодания, чудо-таблеток, разгрузочных дней, интенсивных нагрузок и т.п. — это строительство домика из соломы. Быстро, довольно легко (по крайней мере, на первых этапах), но лишь до тех пор, пока не пришёл «злой серый волк». А он обязательно придёт. В виде стресса, болезни, сопротивления со стороны близких, конфликтов на работе, праздников, отпуска «всё включено» и прочих вполне естественных сторон нашей жизни. И когда такой «серый волк» придёт, то соломенный домик рухнет. Человек сорвётся и начнёт набирать вес обратно.
Домик же из кирпича — это постепенное выявление и устранение причин набора веса. Это сложнее. Это дольше. Но зато в этом «доме» вы сможете прожить всю оставшуюся жизнь, и никакой «серый волк» его не разрушит. И, грамотно снизив вес и выстроив нормальные отношения с едой, у вас будут все шансы остаться стройным человеком на всю жизнь.
Для тех, у кого нет времени нормально питаться
Можно попросить представить человека, что у него есть маленький ребёнок, которому периодически требуется еда. Вне зависимости от того, где вы оказались, — дома, на улице, в гостях, в магазине, в транспорте, — ваш ребёнок в какой-то момент может проголодаться. Скажете ли вы ему, что у вас нет времени его покормить, или позаботитесь о том, чтобы у вас всегда было с собой что-то, чем можно заморить червячка. Или пойдёте в ближайшее кафе и нормально поедите.
Большинство людей говорят, что да, они так бы и сделали, будь это мой собственный маленький ребёнок.
И тогда можно спросить, а можно ли отнестись к своему собственному телу, как к ребёнку, которому нужна ваша забота и внимание?
Для тех, кто привык есть на ходу, между делом
Можно спросить, есть ли у человека машина? И даже если нет, всё равно провести аналогию с собственной машиной. Сказав, что если вы едете, и вдруг замечаете, что у вас кончается бензин, то вне зависимости от ваших планов, срочности ваших дел и т.п., вы остановитесь на ближайшей заправке. Иначе дальше ваша машина не поедет. Более того, вы зальёте в бак самый дешёвый бензин, или тот, который подходит именно вашему авто?
Тут большинство, у кого есть своя машина, обычно говорят, что, конечно, зальют нормальный бензин. И довод о том, что если не заехать на заправку, то машина дальше не поедет, тоже всем понятен и не вызывает возражения.
А потом можно спросить. Получается, что к машине я отношусь лучше, чем к своему телу? Потому что, если машина требует топлива, я откладываю дела и заруливаю на заправку. А если «топлива» требует моё тело, я могу забросить в него что-то между делом и пойти дальше (или не забросить ничего, что тоже часто бывает)? Стоит ли тогда удивляться, что результатом такого отношения к своему телу становится лишний вес?
Для «вечно худеющих»
Многие люди борются с лишним весом и едой многие годы, а иногда и десятилетия. Худеют, потом срываются, полнеют, потом опять худеют и так далее.
И в начале каждой новой попытки похудения в их голове мелькает мысль: «Теперь у меня точно всё получится». И, несмотря на то, что 30 предыдущих диет не помогли человеку сохранить свой результат и остаться стройным, он верит, что 31-ая диета обязательно поможет.
Для таких людей можно привести историю об одной пожилой английской леди, которая жила всю жизнь одна, но очень хотела, чтобы у неё появился мужчина.
Для этого она каждое утро заглядывала под кровать в надежде, что там притаился мужчина её мечты. Но его там, естественно, никогда не оказывалась.
Около 20 лет она заглядывала под кровать ежедневно. И вот, спустя 20 лет безуспешных попыток, она поняла, что, видимо, она не достаточно старается. И надо что-то менять.
После этого «инсайта» она решила удвоить свои шансы на успех, и купила себе вторую кровать. И теперь каждое утро заглядывала под две кровати. Результат, как вы могли догадаться, остался прежним.
Потому что важно не просто делать что-то, а делать что-то правильно. Чтобы просто похудеть, можно делать хоть что, а вот для того, чтобы остаться стройной, нужно чётко знать, что на самом деле надо делать.
Для тех, кто привык себя постоянно ограничивать в еде
Вполне может подойти метафора пружины. Можно представить, что ограничивая себя в еде, в частности, исключая из рациона какие-то любимые вкусные продукты, я как будто сдавливаю пружину. И чтобы её сдавливать, нужны постоянные усилия. Но сколько бы усилий я ни приложил, я не могу удерживать её в таком сдавленном состоянии вечно. И это лишь вопрос времени, когда сил не хватит, и пружина ограничений «выстрелит» обратно. И тогда — «держите меня семеро», — человек съедает всё, что не прибито, а что прибито, тоже отрывается и съедается.
Кроме того можно попросить человека провести маленький эксперимент. Попросить его на время задержать дыхание (насколько он сможет). И сказать, чтобы он наблюдал, что будет происходить с ритмом дыхания, когда он, наконец, не сможет больше задерживать дыхания и вдохнёт. Любой человек в такой ситуации заметит, что после задержки он начал дышать быстрее и интенсивнее.
Потому что чем больше чего-то не хватает (в данном случае, кислорода), тем больше потом этого будет хотеться.
Для сомневающихся в себе и своей способности стать стройным
Часто, если человек уже долго борется с весом, его переполняют сомнения и тревоги. И когда он приходит за помощью, в нём есть одновременно и желание менять что-то в лучшую сторону, и опасения, что ничего не получится.
Чтобы донести идею о том, как с этим быть, можно рассказать такую довольно известную притчу:
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Для тех, кто хочет снизить вес, но постоянно откладывает конкретные действия, которые необходимо сделать для достижения результата
Может помочь такая история.
Выйдя из пустыни, странник подошёл к берегу небольшой речушки. Решив, было перепрыгнуть на другой берег, он отступил назад для разбега. Отсюда река показалась ему довольно-таки широкой, и он для верности отошёл еще на несколько шагов. Отойдя, он обернулся и увидел, что перед ним — самая настоящая большая река, одолеть которую можно, только если разбег будет длинным и очень энергичным.
Так он отходил и отходил от реки, намереваясь прыгнуть через неё, до тех пор, пока не увидал перед собой самое настоящее море, прыгать через которое уже не имело ни малейшего смысла. Путник огорчённо повернулся спиной к миражу и зашагал прочь, углубляясь в пустыню.
Для «зацикленных» на цифре веса, регулярном взвешивании и идеальном весе
Один мой коллега рассказывал, что как-то выступал в качестве приглашённого эксперта на одной из телепередач. Среди главных героев был мужчина, который долгое время считал себя несчастным из-за низкого роста (так ему казалось). И вот однажды он решил сделать себе операцию по удлинению ног. И удлинил их на 10 см. После этого, по словам мужчины, он стал абсолютно счастливым.
Мой коллега задал ему всего лишь один вопрос: «Правильно ли я понимаю, что ваше счастье измеряется в сантиметрах?».
Мужчина пришёл в ярость и начал кричать. Хотя, очевидно, что вопрос попал в самую точку.
Для тех, кто считает себя «жирной безвольной скотиной» и не любит своё тело
Здесь, конечно, только лишь одними метафорами не помочь, так как речь часто идёт о глубинном отношении к себе, о тотальном ощущении собственной «плохости», «недостойности», чрезмерном стыде.
Но, тем не менее, и здесь можно попробовать донести идеи иного отношения к себе и своему телу в виде метафор.
Например, такой.
Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая — красавица, а младшая — не очень.
Один из моряков сказал своему другу:
— Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.
— Да, ты прав, старшая дочь вождя — красавица, умница. Ты сделал правильный выбор — женись.
— Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.
— Ты что, с ума сошёл? Она же такая… не очень.
— Это моё решение, и я это сделаю.
Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься. Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп жемчужинами. Хорошая невеста стоила десять жемчужин.
Моряк отправился в плавание и вскоре приплыл с десятью жемчужинами, и подошёл к вождю.
— Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять жемчужин!
— Это хороший выбор. Моя старшая дочь — красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.
— Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.
— Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень.
— Я хочу жениться именно на ней.
— Хорошо, но, как честный человек, я не могу взять десять жемчужин, она того не стоит. Я возьму за неё только 1 жемчужину.
— Нет, я хочу заплатить именно десять.
Они поженились.
Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты.
Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит: сидит его друг, вокруг детишки бегают.
— Как живёшь?
— Я счастлив.
Тут входит та самая красивая женщина.
— Вот, познакомься. Это моя жена.
— Как? Ты что, женился ещё раз?
— Нет, это всё та же женщина.
— Но как это произошло, что она так изменилась?
— А ты спроси у неё сам.
Подошёл друг к женщине и спрашивает:
— Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?
— Просто однажды я поняла, что стою десять жемчужин.
© Психолог Леонов Сергей Дмитриевич
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Что даёт:
— Позволяет понять вид расстройств пищевого поведения и степень тяжести
— Благодаря этому позволяет определить необходимый уровень помощи (стационар, фармакотерапия + психотерапия, только психотерапия)
— Помогает спрогнозировать примерный срок терапии (краткосрочно — 2-3 месяца; среднесрочно — 6-12 месяцев, долгосрочно — более 1 года)
— Даёт возможность лично пообщаться и понять, подходит ли вам специалист
— Помогает задать все вопросы, волнующие вас на начальном этапе
— Помогает начать действовать!
Как проходит:
— По скайп/вотсап/вайбер/зум
— Из любой точки мира, где есть интернет
— 30-40 минут
Кто проводит:
— Провожу я, Леонов Сергей, психолог, специалист по РПП с опытом работы более 14 лет.
Что, если мне не подойдёт:
— Это нормально, вы сэкономите деньги и время, и сможете попробовать консультацию с другим специалистом.
Как записаться:
— WhatsApp +79097007669
— через соцсети в разделе Контакты
— через форму ниже
Я отвечу вам в течение 1-2 дней.
Так же для подстраховки вы можете написать СМС/сообщение в WhatsApp на номер 89097007669 с текстом «заявка», указав тем самым, что вы отправили заявку через сайт (редко, но такое бывает, что заявка с сайта могут не дойти или человек указал ошибочную электронную почту).
Буду рад вам помочь!
Источник
Джулии поставили диагноз дисморфическое расстройство спустя два года агоний по поводу формы своего носа. Джулия проводила ежедневно по три часа перед зеркалом, оценивая свой нос под разными углами и горюя над тем, что она считала его ассиметричным и большим. Джулия также проводила много часов в интернете в поиске косметических процедур, чтобы «починить» свой нос, вдобавок к тому, что тратила сотни фунтов на визуальную маскировку, чтобы он казался меньше. Джулия ушла с работы дизайнером за восемь месяцев до обращения за терапией, поскольку для нее было сложным быть готовой к выходу на работу рано утром из-за длительного ритуального наложения косметики. Для Джулии было очень болезненно покидать дом и встречаться с миром из-за своего, как она считала, «жуткого дефекта».
Психологическая помощь Джулии состояла в снижении компульсивного поведения (регулярные сверки в зеркале, наложение косметики несколько раз в день, избегание определенного освещения и общение с людьми, принимая определенную позу) и возвращение ее к ежедневным обязанностям, которых она стала избегать. Во многом это помогло, и она стала возвращаться к социальному взаимодействию, и даже думала о возвращении на работу. Однако, она заметила, что ее стали беспокоить другие аспекты внешности, а именно — утоньшение волос и обветшание кожи на скулах. Джулия пыталась применять техники, которым она научилась в процессе терапии, но почувствовала себя неспособной справиться с интенсивностью, с которой наступала дисморфия, изобретая новые способы, чтобы изводить ее. Джулия продолжала подгонять свое поведение, чтобы быть впереди расстройства. Бывали дни, когда она держалась на поверхности воды, в другие — она тонула, «не раскачивалась на поверхности волн, а тонула». Полностью истощенная, она стала интересоваться, почему она так пристально следит за своим носом, волосами и кожей. Когда это началось? Почему она стала обращать внимание на свои физические недостатки и почему они так ее изводят?
Целая гамма сложных эмоций появлялась, когда Джулия задавала себе эти вопросы. Она стала смотреть в другом направлении и вернулась к восприятию «слишком большого носа», тонких волос и несовершенной кожи. Каждый раз, когда задавала себе вопрос «почему», она возвращалась к зеркалу и обследовала свою внешность и трогала скулы, чтобы проверить, насколько упругая кожа. Возможно, так я что-то пойму, — думала она. Почему я возвращаюсь к своей внешности, когда эмоции такие невыносимые? Что произойдет, если я позволю себе пережить это, а не буду избегать их и часами торчать у зеркала?
Хотя Джулия была очень напугана, она стала переживать эмоции, которые были связаны с переживаемыми дефектами. Она обнаружила, что «слишком большой нос» появлялся, когда она переживала стыд. Ощущение того, что «мой нос слишком большой» было метафорой для ее стыда, который она переживала будучи ребенком, и эти переживания имплицитно хранились в ее теле, в особенности — ее носе.
Джулия подумала о том, что нос — это орган обоняния, который играет ключевую роль в развитии привязанности у ребенка. Она отметила, что нос — это часть лица, которая все время выпячивается больше, чем другие, вспомнила о том, что было больно «выпячиваться» из бдительности кормильца, поскольку обычно это приводило к замечаниям и стыду. Джулия размышляла над тем, что обоняние связано со вкусом еды, и как еда была спутана с ранними отношениями с кормильцем. Она также вспомнила, как ее сестру хвалили за «хорошенький нос кнопкой», когда они подрастали, и такой нос стал для нее синонимом взросления, поскольку ее сестра была эмоционально ближе к матери, чем она.
Часы, проведенные Джулией перед зеркалом, стали метафорой для поиска ее истинного Селф. Джулия искала истинное Селф, свою целостную жизнь, понимая, что ее ложное селф с большей готовностью откликается на потребности и требования кормильца в раннем возрасте и по мере взросления. Ее попытки скорректировать размер носа при помощи тщательно подобранной и нанесенной косметики, было метафорой для ее потребности спрятаться, чтобы быть в безопасности. Во многих смыслах Джулия жила в болезненной дихотомии; желая, чтобы ее воспринимали такой, какая она есть и в то же время, испытывая необходимость спрятаться такой, какая я есть, чтобы избежать стыда и отвержения. Попытки Джулии «починить» свой нос фиксировали ее внимание на нем и увеличивали стыд. Часто слой косметики, который она использовала на носу и вокруг него, действительно притягивали внимание людей к носу, но обычно они не замечали этого. Также те позы, которые она принимала, когда разговаривала с людьми, вызывали непонимание, которого она также пыталась избежать.
Джулия забыла о двадцати минутах утром, которые она посвящала ощущениям своего носа. Она позволила появляться любым ощущениям и эмоциям, такими, какие они есть, без осуждения или избегания. Приходили воспоминания, и она много плакала. Через какой-то период времени она заметила, что у нее больше нет желания постоянно разглядывать свой нос в зеркале, как и другие части лица. Использование косметической маскировки и компульсивных прикосновений к скулам также органично перестали беспокоить. Прожив те эмоции, которые были связаны с ощущением носа и другими частями лица, ей больше нечего было избегать и ненавидеть себя за что-то. Джулия поняла, что ее желание иметь нос меньше и гладкую кожу, было желанием быть любимой.
Источник
Словарь метафор
Составим небольшой словарь метафор, которые прочно вошли в нашу речь. Учтем, что многие фразеологизмы являются метафорами.
- Ахиллесова пята
- бегут (мчатся) облака
- бездонное небо
- без гроша в кармане
- безмолвная улица
- бледное небо
- бойкий спор
- борьба без правил
- брачные оковы
- бряцать оружием
- бутылочные (изумрудные) глаза
- быть под каблуком
- быть на высоте
- вверх тормашками
- вдаваться в тонкости
- в духе времени
- ведет себя как хитрый лис
- вешать нос
- визг пилы
- вилами по воде писано
- витать в облаках
- взирать с высоты
- взобраться в гору
- вложить всю душу
- вой ветра
- возводить потёмкинские деревни
- волки сыты и овцы целы
- волчья хватка
- воронка разрыва
- вставлять палки в колеса
- втирать очки
- выдоить все деньги
- выдохшийся человек
- вызвать на «ковёр»
- выплеснуть младенца вместе с водой
- вытравить из сознания
- гвоздь программы
- глаз-алмаз
- глухая ночь
- говор ручья
- головка сыра
- гора вещей
- горбатые крыши
- горит лампочка
- горячая любовь
- гребень птицы
- грибы лисички
- губа не дура
- деликатный вопрос
- дерево стоячее
- деревья-карлики
- держать язык за зубами
- дождь барабанил
- дождь прошёл
- дремлет дорога
- дуги бровей
- душа ушла в пятки
- ежовые рукавицы
- железная воля
- железный характер
- железное здоровье
- железные мускулы
- железные нервы
- жемчужина поэзии
- завыл ветер
- загадывать вперёд
- загнать себя в угол
- загоготал (заржал) от удовольствия
- зайти в тупик
- заложить фундамент отношений
- запускать руку в кассу
- зарыть топор войны
- засучить рукава
- зелёная молодежь
- золотая голова
- золотая листва
- золотая осень
- золотое сердце
- золотые руки
- золотые слова
- зубастый парень
- изливать душу
- каланча (о чрезмерно высоком человеке)
- каменное лицо
- каменное сердце
- кипит желание
- кисель дорог
- кислое выражение лица
- кисея тумана
- ключ проблемы
- кольцо колбасы
- концы с концами не сходятся
- коралловые губы
- корень слова
- кот наплакал
- крошка (о маленьком ребёнке)
- крутая машина
- крыло здания
- ласковые лучи
- лбом стену прошибать
- ледяное сердце
- ледяной взор
- лента дороги
- лес голосов
- лес рук
- лёд (броня) равнодушия
- листья пропитались солнцем
- луковки церквей
- луч надежды
- любопытный вопрос
- мальчик для битья
- мачты стонут
- медь волос
- много воды утекло
- море голов
- море проблем
- мрачнее тучи
- мудрое решение
- найти общий язык
- наступить на любимую мозоль
- начать с чистого листа
- небо на ладони
- неверный глаз
- не зная броду, соваться в воду
- ни капли таланта
- ни перед чем не останавливаться
- ножка стула
- нос корабля
- облако ходячее
- огонь губ
- огненный шар
- оказаться прижатым к стене
- оставить мокрое место
- отложить на черный день
- оставлять зарубки на память
- острое зрение
- острые скулы
- открыть себе путь
- отплатить той же монетой
- паутина лжи
- палка о двух концах
- песочная рубаха
- плечи рычага
- погасить ссору
- подошва горы
- подтянуть потуже пояс
- поезд ползет еле-еле
- пойти как по маслу
- пойти легким путем
- полилась мелодия
- попасть в переплёт
- поставить шах и мат
- поток (океан) слёз
- потускневший взгляд
- приложить руку
- притормозить
- пробить стену непонимания
- провалиться на месте от стыда
- пузатый чайник
- пустая голова
- пустить корни в городе
- пшеничные усы
- пятое колесо в телеге
- раскурить трубку мира
- рев водопада
- розовые мечты
- рубить с плеча
- рыльце в пушку
- самому в петлю лезть
- с глазу на глаз
- сесть в калошу
- сиреневый туман
- скрипучий голос
- сладкие речи
- служебная лестница
- соль разговора
- солнце садилось
- ствол орудия
- стена дождя
- столкнуться с преградой
- считать каждую копейку
- тёплая встреча
- туча комаров
- тучка золотая
- тяжёлая артиллерия
- увязнуть в трясине лжи
- усталые капли пота
- учить азы
- факел знаний
- хвост кометы
- цвет общества
- цепи рабства
- цепь озер
- часы идут
- человек-волк
- чёрная зависть
- чёрная измена
- чёрные мысли
- чугунные ладони
- шепот листвы
- широко простирать руки
- шоколадный загар
- ядовитый человек
- янтарный блеск
Словообразовательные метафоры
Белоручка, безмозглый, бесчеловечный, бесхребетный, бессердечный, быстротечный, бычиться, буквальный, взбеленить, взыграть, взгреть, веский, возродиться, волнолом, горлан, глубокомыслие, дармоед, дальновидный, двоедушный, душегрейка, жестокосердие, ежиться, захребетник, змеистый, змеевик, издержать, легковесный, мальчишество, маячить, миндальничать, мироед, меднолобый, молокосос, нахлебник, небоскреб, новоиспеченный, обездушить, окрыситься, охладеть, перешеек, предвкушать, приземистый, приструнить, проныра, пылкий, сатанеть, скотство, сердцевед, сердцеед, сладкогласный, сластолюбие, услаждать, цепенеть, цыганить, школить, юлить.
В лексике русского языка особое место занимают авторские (индивидуальные) метафоры, которые отличаются яркой образностью, необычностью, а также единичностью своего употребления. Такие метафоры создаются писателем в художественном произведении и не получают общеязыкового распространения.
Приведем примеры авторских метафор из произведений художественной литературы и поэзии.
Примеры метафор из художественной литературы
Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
* * *
Волны несутся гремя и сверкая. (Ф.И. Тютчев)
* * *
Умильная прелесть (Ф.И. Тютчев)
* * *
Замшевая походка. (В.В. Набоков)
* * *
Царапающий взгляд. (М. Горький)
* * *
Я хочу кинжальных слов. (К. Бальмонт)
* * *
Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. (Н.С. Тихонов)
* * *
Пустых небес прозрачное стекло. (A. Ахматова)
* * *
Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М. Цветаева)
* * *
Мама и убитый немцами вечер. (В. Маяковский)
* * *
Немой покой. (И.А. Бунин)
* * *
Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы. (Б. Л. Пастернак)
Метафоры из русского фольклора
- добрый молодец
- грозный царь
- удалой боец
- дума крепкая
- дума черная
- сердце жаркое
- плечи богатырские
Метафоры в произведениях С.А. Есенина
Кудрявый сумрак.
* * *
В саду горит костер рябины красной.
* * *
Березовым веселым языком.
* * *
Руки милой — пара лебедей
В золото волос моих ныряют.
* * *
Ты — мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?
* * *
«Черемуха»
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
* * *
Дымом половодье
Зализало ил.
Желтые поводья
Месяц уронил.
* * *
Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.
* * *
Лес застыл без печали и шума,
Виснет темь, как платок, за сосной.
Сердце гложет плакучая дума…
Ой, не весел ты, край мой родной.
* * *
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
* * *
Не больна мне ничья измена,
И не радует легкость побед,
Тех волос золотое сено
Превращается в серый цвет.
* * *
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
И мне в ответ березка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.
* * *
Младенцем завернула
Заря луну в подол.
* * *
Сердце гложет плакучая дума…
* * *
Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево.
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
* * *
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
* * *
Теперь бы брызнуть в небо
Вишневым соком стих
За отческую щедрость
Наставников твоих.
* * *
Метафоры в произведениях А.С. Пушкина
«К Чаадаеву»
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы.
* * *
«Анчар»
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила…
* * *
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
* * *
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.
Она поет — и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит — и небеса играют
В ее божественных глазах;
Дул север. Плакала трава
И ветви о недавнем зное,
И роз, проснувшихся едва,
Сжималось сердце молодое.
* * *
«Евгений Онегин»
У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве.
Но ярче всех подруг небесных
Луна в воздушной синеве.
Метафоры в произведениях А.А. Фета
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.
* * *
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
***
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
***
«На стоге сена ночью южной»
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.
Метафоры в произведениях А.А. Блока
«Снежное вино»
И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
Я опрокинут в темных струях
И вновь вдыхаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снежных вюгах вкруг тебя.
И ты смеешься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
И как, глядясь в живые струи,
Не увидать себя в венце?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?
***
В легком сердце — страсть и беспечность,
Словно с моря мне подан знак.
Над бездонным провалом в вечность,
Задыхаясь летит рысак.
***
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.
***
Горек мне мед твоих слов.
***
Змеиные кудри.
***
Гадать по картам ночи.
***
Вопли скрипок.
Источник