Лишний вес в школьном возрасте

Ожирение у детей школьного возраста

Содержание

  1. Особенности здоровья детей
  2. Нарушения в школьном возрасте
  3. В чем проблема питания?
  4. Реальный рацион детей
  5. Детское ожирение: серьезная патология

В первые дни учебного года, по возвращении детей с каникул, особенно заметны печальные тенденции нашего времени — школьники становятся все более полными, а некоторые обладают откровенным ожирением. При этом ребята школьного возраста постоянно что-то жуют и сидят на лавочках, уткнувшись в телефоны и планшеты. Основное их питание — чипсы, сухарики, плюшки и печеньки, газировка, бутерброды с колбасой, пицца, гамбургеры, сосиски — сейчас такое среди детей совсем не редкость. А дома мамы бьются с ними над тарелкой супа или второго блюда, и дети ни в какую не хотят их есть. А спустя несколько лет здоровье детей страдает, родители с школьниками и подростками атакуют кабинеты эндокринологов и гастроэнтерологов — диабет, гастрит , ожирение, язва, колит, проблемы с позвоночником и суставами, вот неполный список результатов неправильно питания.

Особенности здоровья детей

По данным статистики к вполне здоровым детям школьного возраста можно отнести не более 10%. Остальные 90% малышей имеют те или иные отклонения в здоровье и хронические патологии. И едва ли не половина из этих детей имеют проблемы с пищеварением, весом и обменом веществ по причине именно неправильного питания. Хороший ребенок, по мнению одного небезызвестного доктора, должен быть «худым, подвижным и слегка голодным». Но современные родители не думают о здоровье детей, когда стараются как можно плотнее и сытнее накормить своих чадушек. Разнообразные сладости, булочки, десерты, мороженое, фастфуды — это сегодня неизменные лакомства детей . Результатом этого становится ожирение у 6% сельских детей и 10-12% городских. Но данные цифры отражают только статистику состояния здоровья детей, кто наблюдается у педиатров, истинные цифры в несколько раз выше.

Нарушения в школьном возрасте

Для многих из ребят школьный возраст — это еда без режима, всухомятку, запивая сладкими газировками — какой нежный желудок и кишечник выдержит эти неблагопричтные факторы? Как результат подобного питания в школьном возрасте возникают дискинезии желчных путей, гастриты с различной кислотностью, запоры, диабет, нарушения полового созревания и сердечно-сосудистые заболевания. К сожалению, далеко не все родители задумываются о питании своих детей после того, как они поступают в детский сад и школу. Они считают, что школьный возраст — это уже почти взрослый, и ребенок вполне может питаться также, как сами взрослые — а наше с вами питание тоже зачастую далеко от идеала. Конечно, все родители хотят питаться правильно и полезно, но приходя с работы уставшими, так велик соблазн достать из холодильника полуфабрикаты и приготовить на скорую руку ужин, не заморачиваясь приготовлением первого, второго и компота! Так и начинают формироваться неправильные пищевые привычки детей — утром завтракать неохота, так как нужно рано встать и бегом в школу-садик, днем — в лучшем случае первое, редко — второе, вечером скорый ужин из полуфабрикатов, сидение за компьютером и уроками, никаких прогулок. И вот он — гастрит! И вот уже лишний вес и ожирение.

В чем проблема питания?

С рождения и лет до двух-трех родители строго следят за питанием детей, понимая, что от этого во многом зависит здоровье детей и их самочувствие, физическое и психическое здоровье. Но постепенно происходит переход на так называемый «взрослый стол», постепенно внимание к вопросу питания детей снижается. А потом дети и вовсе питаются так, как принято в семье, без приготовления им каких-либо отдельных, положенных по возрасту, блюд. При этом калорийность рациона и его нутриентная составляющая может очень сильно не соответствовать возрастным нормам и потребностям, которые подразумевает детское питание. Детям для активного роста и развития нужно много белка, так как он идет на построение всех тканей тела и обновление клеток, а также витаминов и микроэлементов.

Гораздо меньше детям нужно в питании углеводов и жиров, хотя они также должны присутствовать в рационе во всем своем разнообразии. Но, при этом углеводы должны быть сложными — в виде крахмала (углеводы растений), гликогена (углеводы животных тканей) и клетчатки (не перевариваемый углевод, регулирующий работу кишечника). Жиры должны быть как растительными, так и животными, но не тугоплавкими, а легко усвояемыми — в виде растительных и сливочных масел, а не маргаринов и животного сала.

Реальный рацион детей

Ребенок должен получать достаточно жидкости, чтобы обменные процессы шли активно и полноценно, но это должна быть чистая питьевая вода или минеральные столовые воды, чай или компоты, но никак не коробочные соки с «химией» и концентратами, и уж тем более не газировки с 10-ю ложками сахара на стакан. А теперь стоит посмотреть на свой рацион, и то, чем питаются дети — много ли питание содержит белка, свежих салатов и овощных блюд? Жареная картошка не считается! Она хотя и относится к овощным блюдам, но жира и углеводов в ней очень много! И если добавить сюда чаепития с конфетками, плюшками и булочками, количество углеводов в рационе детей зашкалит. В организме все эти углеводы активно трансформируются в жиры, и плавно оседают на боках, ягодицах, спине и животе детей, формируя ожирение. Многие из продуктов еще и сильно раздражают и воспаляют слизистую пищеварительного тракта — солености, маринады, острые блюда, колбасы, чипсы, сухари, быстрая лапша. Все это приводит изначально к красноте слизистой, затем микро-эрозиям и в итоге к воспалению и боли в желудке или кишечнике.

Читайте также:  Кодировка лишнего веса в омске

Детское ожирение: серьезная патология

Сегодня ожирение стремительно молодеет и встречается даже среди малышей, а уж школьный возраст — это буквально расцвет патологии. Зачастую ожирение возникает как наследственно обусловленное и пищевое, то есть не связанное с серьезными патологиями и расстройствами метаболизма, а провоцируемое постоянным перееданием. Дети мало бывают на улице, при этом дома постоянно совершают набеги на холодильник, постоянно что-то жуют, часами просиживая на диване без движения с телефонами и планшетами. Лишние калории просто негде и некогда сжигать, и они трансформируются в жир, который оседает в проблемных зонах. Постепенно и неотвратимо формируется ожирение, с которым затем в подростковом возрасте и будучи взрослыми, будет уже сложно бороться.

Источник

Что делать, если у ребенка лишний вес и вас это беспокоит? Где искать корни ненависти к собственному телу?

После того как рухнул «железный занавес», наша страна вкусила все прелести глобализации. Мы навсегда забыли, что такое «дефицит» и очереди за колбасой. На российский рынок зашли известные продуктовые бренды и сети дешевого фастфуда. Сегодня маркетологи отчаянно борются за внимание потребителей, предлагая нам все новые и новые вкусы в ярких упаковках. За 30 лет пищевые привычки россиян полностью поменялись. И, как следствие, в нашей стране появилось большое количество детей с избыточным весом. Сухарики, чипсы, сладкие газировки и шоколадные батончики — любимая еда школьников, потребление которой родители зачастую никак не могут контролировать.

Лишний вес в школьном возрасте

Как себя вести, если ваш ребенок набрал избыточный вес? И чего делать категорически не стоит? Какие семейные особенности и события могут в дальнейшем нарушить способность детей различать сигналы своего тела, перестать ему доверять и в конечном счете возненавидеть? Об этом расскажет Вита Малыгина, популярный психолог, автор книги «Вечно худеющие. 9 историй о том, как живут и что чувствуют те, кто недоволен своим телом».

Если лет до четырех пухлость ребенка говорит нам о его преходящих личных особенностях, то в дошкольном и раннем школьном возрасте проблемы с лишним весом и ожирением у детей могут встать всерьез из-за нарушений в их эндокринной системе (например, дисфункции надпочечников) или привычек питания, из-за практики насилия в семье (в том числе сексуального), а еще в связи с тяжелым агрессивным укладом жизни дома, с существенными переменами в жизни, включая переезды, разводы родителей и смерти.

Лишний вес в школьном возрасте

Очень часто причина ожирения ребенка в этом возрасте кроется в особенностях семейной культуры. В семьях, где самые теплые чувства принято выражать с помощью еды, у детей нет возможности отказаться от пищи, если они хотят быть любимыми. Принуждение к еде переживается ребенком как изнасилование и влияет на его отношение к себе похожим образом.

В семьях, где копится много тревоги, скрытой агрессии и часто возникают конфликты, дети могут набирать вес даже тогда, когда они не склонны буквально заедать тревожные переживания. Но особенности их физиологии и биохимических процессов таковы, что психика и организм в целом выбирает этот способ защититься от невыносимых переживаний, то есть человек как бы «укутывает» себя получше собственным телом, чтобы стать как можно менее доступным для боли… Многие дети, не имея возможности выразить свой гнев напрямую, как будто складируют его, накапливая в теле жир.

Чего нельзя делать, если у вашего ребенка лишний вес, ожирение и вас это беспокоит?

• Обвинять его в этом и ограничивать в еде, особенно сопровождать эти санкции укорами, даже если они кажутся вам мягкими. Ни в коем случае нельзя говорить: «Положи на место булочку, у тебя и так штаны не застегиваются». И даже: «Давай не будем покупать мороженое, это вредно для твоей фигуры».

Читайте также:  Как скинуть лишний вес что есть

• Сажать ребенка на ограничительную диету, даже спортивную. На это испытание обречены дети-спортсмены, будущие профессиональные балерины и танцовщики. Думаю, рано или поздно придет время, когда «воспитание талантов» с трех лет будет признано разновидностью жесткого обращения с детьми.

• Обсуждать эту тему в присутствии ребенка и обозначать его телосложение как проблему.

• Отмахиваться от него, если он/она начал воспринимать себя как толстого или жалуется на ровесников, которые дразнят его/ее «жиртрестом», «журухой» и другими обидными словами.

Сталкиваться с тяжелыми чувствами своих детей очень неприятно, особенно когда подозреваешь, что поспособствовал появлению этой бури (например, позволил бабушке заставлять ребенка есть больше, чем он хотел, или сам кормил его «через не хочу»). И мы часто бессознательно прячемся от этих чувств, решаем, что они несерьезные, не имеют значения, не так уж важны. Реагируя таким образом, мы игнорируем страдание ребенка, выказываем ему свое пренебрежение, свою незаинтересованность в нем.

Что делать нужно и возможно

• Подумать, действительно ли лишний вес — проблема для ребенка? Или все-таки скорее для вас? На первый взгляд этот вопрос кажется абсурдным. Но психологи регулярно сталкиваются с ситуацией, когда мама переносит недовольство собой, своей судьбой или фигурой на ребенка. «Боюсь, что она будет толстая, как я, и будет так же страдать» — с таким запросом мамы регулярно обращаются и к докторам, и к психологам.

• Выяснить, есть ли у ребенка проблемы из-за его сложения. Мешает ли оно ему двигаться? Влияет ли на здоровье? Или на отношения с ровесниками? А может, на занятия спортом, каким-то другим любимым делом? Рассматривает ли сам ребенок свое телосложение как проблему?

Если на все эти вопросы вы, хорошенько поразмыслив, ответите «Нет», скорее всего, переживать не о чем и проблема существует только у вас в голове.

• Показать ребенка эндокринологу. Нарушения в сфере обмена веществ лучше начинать корректировать или лечить в детстве.

• Показать ребенка нейропсихологу. Этот специалист окажет неоценимую помощь эндокринологу и подскажет, какие особенности в работе мозговых структур мешают организму ребенка сформировать более здоровое сложение.

• Проанализировать семейный рацион, семейные привычки питания, представления о том, сколько, чего, когда и как надо есть.

• Окинуть взглядом жизнь своей семьи и постараться понять, были ли в ней какие-то значительные события с момента появления ребенка на свет? Переезды в другой район, другую страну или город? Разводы? Разделение семьи? Смерть бабушек или дедушек? Как вообще вы оцениваете климат в семье? Испытывает ли ребенок давление из-за учебы или других занятий? Чувствует ли он себя в безопасности дома? Нет ли рядом родственников, которые могут держать ребенка в страхе или проявлять к нему сексуализированнный интерес?

Все эти условия могут привести к тому, что ребенку придется как-то перерабатывать тяжелые чувства, что-то делать со своим гневом и страхом. Есть дети, которые в неблагоприятных условиях начинают хуже учиться, кто-то принимается часто болеть, у кого-то портится поведение, ребенок становится неуправляемым и агрессивным. А другие переживают свои проблемы, переедая или набирая вес без видимой причины. Довольно часто изменение климата в семье, проработка тяжелых эпизодов приводят к тому, что проблема переедания и лишнего веса у дошкольников и младших школьников благополучно уходит.

Какие семейные особенности, события и другие факторы могут в дальнейшем нарушить способность ребенка различать сигналы своего тела, перестать ему доверять и в конечном счете возненавидеть?

• Общий климат в доме. В конфликтных, разобщенных семьях всё, в том числе и еда, становится поводом для того, чтобы ее члены могли убедиться сами или убедить других в своей исключительной правоте. Или хотя бы в том, что все идет не так. Еда используется как возможность указать партнеру на его несостоятельность: «Опять эта картошка!», «Снова суп недосоленный», «Сколько раз я тебя просила не резать морковку кубиками», «Не ешь с хлебом» или «Ешь с хлебом»… С другой стороны, еда, приготовление пищи и ее поглощение могут быть единственной территорией, свободной от напряжения. И тогда любовь, забота в семье проявляются исключительно через кормление и приготовление еды. В такой семье отказаться сесть за стол — значит отказаться от любви, выказать пренебрежение.

• Отношение мамы и других близких к своему питанию. Мамы, озабоченные своим весом, фигурой, внешним видом, так или иначе влияют не только на стиль питания в семье, но и на отношение ребенка к собственному телу. И здесь возможны самые причудливые, запутанные, буквально детективные истории. Так, например, у женщины, пережившей в прошлом анорексию, может расти ребенок, который даже в юности остается пухлым, любит поесть и снова и снова заставляет свою мать переживать невозможность принять его, как когда-то она не смогла принять себя, слишком толстую. Бывает, что дети матерей, озабоченных своим внешним видом и похудением, выбирают себе партнеров, всем своим обликом полностью отрицающих мнение такой мамы о том, кого и в каком виде можно любить и принимать.

Читайте также:  Фитотерапия при лишнем весе

• История рода. В семьях, в которых старшим членам пришлось поголодать (во время войны или после), а среднее поколение выросло в условиях дефицита продуктов (в советские годы или в 90-е), вопросы питания остаются на первом месте, так же как и в семьях прабабушек-прадедушек, бабушек дедушек, а потом и мам-пап. Только теперь семья озабочена не добычей пищи вообще, а поиском особенной «правильной», «полезной», «органической» еды, еды, которая не содержит в себе назначенных вредными веществ (холестерина, жира, глютена, лактозы, сахара, пестицидов, нитратов и т. д.). Ребенок в такой семье продолжает жить в ситуации жестоких ограничений, его вкус и пристрастия подавляются и жестоко контролируются. Как это ни парадоксально, но, скорее всего, его бабушки и прабабушки в детстве переживали нечто подобное, только причиной был голод.

• Отношения с мамой и ее глубинное чувство принятия или непринятия собственных детей. Недостаток истинного принятия заставляет женщин компенсировать его слишком сильным контролем, удушающей заботой о собственных детях. Дети таких мам могут плохо есть, и это становится проблемой в их взаимоотношениях. Завтраки, обеды и ужины превращаются в маленькие битвы или спектакли. Чтобы накормить ребенка, в ход идет прямое насилие: его держат за столом, пока он не доест; наказывают за то, что не доел или испортил еду; не разговаривают с ним и т. д. Есть еще и так сказать «мягкое» насилие: уговоры, еда под мультфильмы, сказку, кормление во время игры и т. д.

Если мама слишком напряжена, устала, если ее контакт с ребенком нарушен, то ее очень злят, раздражают игры с едой, которые начинаются в возрасте около года. Жесткая реакция на эти забавы тоже вносит свой вклад в появление проблем с питанием. В этих играх ребенок экспериментирует со вкусами, пробует управлять собой и своими действиями, учится проявлять инициативу в отношении еды.

• Еда как насилие. Чаще всего принуждение к еде практикуется по отношению к детям с введением в рацион взрослых продуктов. Малышей до года вообще очень часто кормят, не ориентируясь на их отказ или согласие. Но самые серьезные испытания поджидают родителей после того, как ребенок начинает ходить. В это время окружающий мир для него так интересен, что он на время теряет способность есть спокойно, сидя на одном месте. И начинается время кормлений в полете и на бегу. В это время приходится смириться с тем, что дети едят по чуть-чуть, но довольно часто. Ребенок уже привыкает к определенному распорядку жизни, в котором обязательно есть время для завтрака, обеда, ужина и перекусов.

В тех случаях, когда у мамы нет проблем в отношениях с ребенком, если она спокойно переживает свою ответственность за него, этой рамки режима вполне достаточно для того, чтобы малыш постепенно учился в них укладываться. Он может съесть больше или меньше, иногда совсем мало, и это не станет для матери проблемой, ведь она видит ребенка непосредственно, а не через призму своих тревог и страхов. Если же тяжелых переживаний у нее слишком много, нежелание ребенка доедать до конца или отказ от еды вообще видятся как катастрофа, неудача, ужасная проблема, перед которой мама чувствует страх и бессилие. Чтобы как-то избавиться от этих переживаний, незрелая мама переадресует их ребенку: в ход идут уговоры, угрозы и обвинения. И если потом когда-нибудь у человека, которого кормили насильно, обнаружатся проблемы с весом, ненависть к собственному телу, это будет отдаленным, но вполне естественным следствием этого, казалось бы, безобидного насилия «для его же пользы».

Чуть позже, в дошкольном и раннем школьном возрасте, дети, которых кормили из-под палки, могут «изобрести», то есть научиться бессознательно использовать, другие способы противостоять насилию. Например, такой популярный среди врачей диагноз, как дискинезия желчевыводящих путей, который часто ставится детям, склонным к внезапным приступам рвоты, сопровождающимся небольшим повышением температуры, часто имеет психосоматическую природу. Гастриты в дошкольном и раннем школьном возрасте почти всегда спровоцированы невозможным напряжением, страхом, который ребенок испытывает перед своими родителями, в том числе и в связи с едой. То же касается мнимой непереносимости разных продуктов, крайней избирательности в выборе пищи. Часто эти проблемы исчезают, как только выросший ребенок покидает родной дом.

Источник