Лишний вес у детей в россии
Содержание статьи
Ожирение у детей — клинические рекомендации | Степени ожирения у детей: причины, лечение и диета
Причины ожирения
Степени ожирения у детей
Чем опасен избыточный вес у ребенка
Диагностика ожирения у детей и подростков
Лечение ожирения у детей и подростков
Профилактика детского ожирения
Проблема ожирения с каждым годом становится только актуальнее. Избыточная масса тела и связанные с ней осложнения встречаются не только у взрослых, но и у детей, причем количество случаев ежегодно растет. По последним данным, в России лишний вес есть у каждого десятого ребенка, а в США – у каждого пятого. Как вовремя выявить проблему, справиться с ней и можно ли предотвратить детское ожирение?
Причины ожирения
Главной причиной детского ожирения врачи называют избыточное поступление калорий с пищей. Большинство уверено, что пухлые щечки и перетяжки на ручках и ножках ребенка – это показатели хорошего здоровья, а лишние килограммы со временем уйдут в рост. Малыша постоянно пытаются накормить: печенье, конфеты, хлеб – все это дополняет основные приемы пищи.
Менее распространенными факторами, повышающими риск ожирения, являются:
- недостаток физической активности;
- наследственность;
- нарушения обмена веществ;
- эндокринная патология (гипотиреоз, избыток гормонов надпочечников);
- неправильный режим дня, недостаток сна;
- прием некоторых лекарств в течение длительного времени (гормональные средства, антидепрессанты);
- генетические отклонения и т.п.
Степени ожирения
Сам факт наличия ожирения или избыточного веса у ребенка определяется по индексу массы тела. Этот показатель рассчитывается очень легко: необходимо вес разделить на рост, возведенный во вторую степень.
Полученное число оценивается в соответствии с таблицами.
Для мальчиков
Для девочек
Для детей до года используются усредненные показатели роста и веса.
Возраст ребенка (месяцы) | Норма для девочек (в граммах) | Норма для мальчиков (в граммах) |
---|---|---|
1 | 400-900 | 400-1200 |
2 | 400-1300 | 400-1500 |
3 | 500-1200 | 600-1300 |
4 | 500-1100 | 400-1300 |
5 | 300-1000 | 400-1200 |
6 | 300-1000 | 400-1000 |
7 | 200-800 | 200-1000 |
8 | 200-800 | 200-800 |
9 | 100-600 | 200-800 |
10 | 100-500 | 100-600 |
11 | 100-500 | 100-500 |
12 | 100-500 | 100-500 |
Величина отклонения ИМТ от нормы определяет степень ожирения у ребенка:
Степень ожирения | Отклонение ИМТ от основной нормы |
---|---|
1 степень | 15-24% |
2 степень | 25-49% |
3 степень | 50-99% |
4 степень | 100% и более |
Статистика показывает, что чаще всего у детей наблюдается ожирение 1 и 2 степени.
Чем опасен избыточный вес у ребенка
Чем больше лишних килограммов «носит на себе» ребенок, тем сложнее приходится организму. Повышается нагрузка на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, страдает опорно-двигательный аппарат. Регулярное переедание способствует развитию проблем с пищеварением, панкреатита и холецистита.
1 степень ожирения часто кажется незначительной, поскольку ребенок не выглядит толстым. Тем не менее, даже она может привести к:
- искривлению позвоночника;
- повышенному артериальному давлению;
- головным болям;
- гастриту.
2 степень становится причиной более значительных нарушений:
- повышенная потливость;
- гормональные сбои;
- угри и акне (в подростковом возрасте).
С развитием 3 степени ожирения у детей появляются:
- заболевания суставов;
- нарушение полового созревания и репродуктивной функции;
- бедренная и паховая грыжи;
- повышенный риск сахарного диабета и артериальной гипертонии.
4 степень – крайне опасное состояние. Даже у ребенка могут возникнуть такие серьезные болезни как диабет, атеросклероз, геморрой, стенокардия, печеночная недостаточность и т.п. Повышается риск дыхательных нарушений во время сна (ночное апноэ). В запущенных случаях утрачивается способность к самостоятельному передвижению, поскольку позвоночник и суставы не могут выдержать вес собственного тела.
Нельзя забывать о психологических комплексах, которым способствует избыточный вес у ребенка. В школе дети могут подвергаться травле, а неспособность полноценно играть со сверстниками только усугубляет ситуацию. В подростковом возрасте это может вылиться в комплексы.
Диагностика ожирения
Для выявления ожирения и оценки его степени достаточно измерить рост и вес ребенка, а затем рассчитать индекс массы тела. Дополнительные обследования позволяют выявить возможные причины состояния, определиться с тактикой лечения. Врачи опрашивают родителей о весе малыша при рождении, динамике его роста, перенесенных и имеющихся заболеваниях, наследственности. В список базовых обследований также входят:
- определение окружности талии;
- измерение артериального давления;
- биоимпедансометрия (определение количества жировой ткани в организме);
- биохимический анализ крови;
- определение уровня инсулина и гормонов щитовидной железы в крови;
- УЗИ брюшной полости и щитовидной железы;
- ЭКГ;
- осмотр эндокринолога, гастроэнтеролога, генетика, невролога.
В каждом конкретном случае список обследований и консультаций может быть расширен.
Лечение ожирения
Лечение детского ожирения вне зависимости от его причины – это сложный и длительный процесс, требующий участия не только врачей, но и родителей ребенка. Важно, чтобы каждый член семьи понимал важность всех назначаемых мероприятий и соблюдал предписания диетолога и других специалистов. Родителям и всем членам семьи важно показать правильный пример и перейти на здоровый образ жизни.
Современные клинические рекомендации по лечению ожирения 1 и 2 степени у детей включают, в первую очередь, диету и физическую активность. Метаболизм ребенка намного интенсивнее, чем у взрослого, поэтому соблюдение основных правил питания – это залог успеха.
Диета для ребенка с лишним весом строится по следующим правилам:
- минимум сладкой и жирной пищи, соли;
- регулярное употребление чистой воды в достаточном количестве;
- дробное питание небольшими порциями;
- последний прием пищи за 3 часа до сна;
- исключение фастфуда, газировки, чипсов и т.п.
Меню ребенка при ожирении включает молочные продукты без сахара средней жирности, запеченные, отварные или блюда на пару из нежирного мяса, птицы или рыбы, крупы и сладкие фрукты в умеренном количестве, овощи без ограничений.
Физическая активность позволит не только ускорить потерю веса, но и подтянуть кожу, укрепить мышцы. Комплекс упражнений строится с участием врача ЛФК и учитывает исходную массу тела ребенка, его возраст и пожелания. Игровые виды спорта, соревнования, ежедневная гимнастика или силовые упражнения – движение должно приносить удовольствие.
Лечение ожирения тяжелых форм, помимо спорта и диеты, включает медикаментозные препараты, коррекцию гормональных и других нарушений. Проведение операций по уменьшению объема желудка и прочих методик бариатрической хирургии разрешено только с 18 лет.
Лечением заболевания ожирения занимается диетолог.
Профилактика ожирения
Шанс развития ожирения снижается, если мама ребенка во время беременности ведет здоровый образ жизни и не ест за двоих. Вскармливание грудным молоком также способствует правильному метаболизму в дальнейшем.
Самая лучшая профилактика ожирения у детей и подростков – соблюдение здорового образа жизни всей семьей. Если в холодильнике нет запрещенных продуктов, а самое лучшее лакомство – это свежие фрукты, если каждый вечер все выходят на прогулку, а утром делают зарядку – у лишнего веса нет шанса.
Что делать, когда у ребенка лишний вес или ожирение? Если этот вопрос действительно актуален, необходимо обратиться за помощью к профессионалам. Не пытайтесь использовать радикальные диеты или принуждать малыша заниматься спортом на износ. Такие методики могут еще больше навредить.
Своевременная комплексная помощь специалистов, основанная на данных лабораторных и инструментальных обследований, даст возможность вернуться к нормальному весу. Запишитесь на консультацию в детскую клинику «СМ-Доктор».
Врачи:
Детская клиника м.Марьина Роща
Детская клиника м.Войковская
Детская клиника м.Новые Черемушки
Детская клиника м.Молодежная
Детская клиника м.Чертановская
Детская клиника м.ВДНХ
Источник
æèðåíèå ñðåäè äåòåé
Çèìíèå Ìåæäóíàðîäíûå ñïîðòèâíûå èãðû «Äåòè Àçèè»
Îäíîé èç ñàìûõ ñåðüåçíûõ ïðîáëåì, ñòîÿùèõ ïåðåä îáùåñòâåííûì çäðàâîîõðàíåíèåì â 21-ì âåêå, ÿâëÿåòñÿ îæèðåíèå ñðåäè äåòåé. Ýòî ãëîáàëüíàÿ ïðîáëåìà âñå øèðå îõâàòûâàåò ñòðàíû ñ íèçêèì è ñðåäíèì óðîâíåì äîõîäà, îñîáåííî èõ ãîðîäñêèå ðàéîíû. Òåìïû ïîâûøåíèÿ ðàñïðîñòðàíåííîñòè îæèðåíèÿ âûçûâàþò áåñïîêîéñòâî. Ïî îöåíêàì, â 2010 ãîäó ÷èñëî äåòåé ñ èçëèøíèì âåñîì â ìèðå ïðåâûøàåò 42 ìèëëèîíà. Îêîëî 35 ìèëëèîíîâ èç íèõ æèâóò â ðàçâèâàþùèõñÿ ñòðàíàõ.
Äåòè ñ èçáûòî÷íûì âåñîì è îæèðåíèåì ñêëîííû ê îæèðåíèþ â çðåëîì âîçðàñòå, è ó íèõ ñ áîëüøåé âåðîÿòíîñòüþ â áîëåå ìîëîäîì âîçðàñòå ïîÿâÿòñÿ òàêèå íåèíôåêöèîííûå áîëåçíè, êàê äèàáåò è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûå çàáîëåâàíèÿ. Èçáûòî÷íûé âåñ è îæèðåíèå, à òàêæå ñâÿçàííûå ñ íèìè áîëåçíè, â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ïðåäîòâðàòèìû. Ïîýòîìó, ïðîôèëàêòèêå îæèðåíèÿ äåòåé íåîáõîäèìî óäåëÿòü ïåðâîî÷åðåäíîå âíèìàíèå.
×òî òàêîå èçáûòî÷íûé âåñ è îæèðåíèå?
Èçáûòî÷íûé âåñ è îæèðåíèå îïðåäåëÿþòñÿ êàê «ïàòîëîãè÷åñêîå èëè èçáûòî÷íîå íàêîïëåíèå æèðà, ïðåäñòàâëÿþùåå ðèñê äëÿ çäîðîâüÿ».
Èçìåðåíèå èçáûòî÷íîãî âåñà è îæèðåíèÿ
Ðàçðàáîòàòü êàêîé-ëèáî îäèí ïðîñòîé ïîêàçàòåëü äëÿ èçìåðåíèÿ èçáûòî÷íîãî âåñà è îæèðåíèÿ ó äåòåé è ïîäðîñòêîâ ñëîæíî, ïîòîìó ÷òî ïî ìåðå ðîñòà â èõ îðãàíèçìå ïðîèñõîäèò ðÿä ôèçèîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé. Ñóùåñòâóþò ðàçíûå ìåòîäû äëÿ èçìåðåíèÿ çäîðîâîãî âåñà òåëà â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà:
Äëÿ äåòåé â âîçðàñòå äî 5 ëåò
Âûïóùåííûå â àïðåëå 2006 ãîäó «Ñòàíäàðòíûå ïîêàçàòåëè ÂÎÇ â îáëàñòè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà» ñîäåðæàò êðèòåðèè äëÿ èçìåðåíèÿ èçáûòî÷íîãî âåñà è îæèðåíèÿ äåòåé ãðóäíîãî è ðàííåãî âîçðàñòà äî 5 ëåò.
Íîðìû ðîñòà äåòåé
ÂÎÇ ðàçðàáîòàëà «Ñïðàâî÷íûå äàííûå ïî ðàçâèòèþ» äåòåé è ìîëîäûõ ëþäåé â âîçðàñòå 5-19 ëåò. Îíè îñíîâàíû íà ñïðàâî÷íûõ ïîêàçàòåëÿõ Íàöèîíàëüíîãî öåíòðà ìåäèêî-ñàíèòàðíîé ñòàòèñòèêè (ÍÖÌÑ)/ÂÎÇ è èñïîëüçóþò ïåðâîíà÷àëüíûé êîìïëåêò äàííûõ ÍÖÌÑ, äîïîëíåííûé äàííûìè èç «Ñòàíäàðòíûõ ïîêàçàòåëåé ÂÎÇ â îáëàñòè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà» äëÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà äî 5 ëåò.
Íàèáîëåå øèðîêî èñïîëüçóåìûé êðèòåðèé äëÿ èçìåðåíèÿ èçáûòî÷íîãî âåñà è îæèðåíèÿ ÿâëÿåòñÿ Èíäåêñ ìàññû òåëà (ÈÌÒ) — ïðîñòîé ïîêàçàòåëü äëÿ êëàññèôèêàöèè èçáûòî÷íîãî âåñà è îæèðåíèÿ ñðåäè ïîïóëÿöèé è îòäåëüíûõ âçðîñëûõ ëþäåé. Îí îïðåäåëÿåòñÿ êàê ðåçóëüòàò äåëåíèÿ ïîêàçàòåëÿ âåñà â êèëîãðàììàõ íà ïîêàçàòåëü ðîñòà â ìåòðàõ, âîçâåäåííûé â êâàäðàò (êã/ì2).
ÈÌÒ ïðèìåíÿåòñÿ äëÿ îáîèõ ïîëîâ è âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïï âçðîñëûõ ëþäåé. Îäíàêî åãî ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü êàê îðèåíòèðîâî÷íîå ðóêîâîäñòâî, òàê êàê îí ìîæåò íå ñîîòâåòñòâîâàòü îäèíàêîâîìó ïðîöåíòíîìó ñîäåðæàíèþ æèðà ó ðàçíûõ ëþäåé. ÈÌÒ íåëüçÿ ïðèìåíÿòü ïî îòíîøåíèþ ê äåòÿì.
Ïî÷åìó èçáûòî÷íûé âåñ è îæèðåíèå ó äåòåé âûçûâàþò áåñïîêîéñòâî?
Îæèðåíèå ó äåòåé ñâÿçàíî ñ ïîâûøåííîé âåðîÿòíîñòüþ ïðåæäåâðåìåííîé ñìåðòè è èíâàëèäíîñòè â çðåëîì âîçðàñòå.
Äåòè ñ èçáûòî÷íûì âåñîì è îæèðåíèåì ñêëîííû ê îæèðåíèþ â çðåëîì âîçðàñòå, è ó íèõ ñ áîëüøåé âåðîÿòíîñòüþ â áîëåå ìîëîäîì âîçðàñòå ïîÿâÿòñÿ òàêèå íåèíôåêöèîííûå áîëåçíè (ÍÈÁ), êàê äèàáåò è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûå çàáîëåâàíèÿ.
Ðèñê ðàçâèòèÿ áîëüøèíñòâà ÍÈÁ, ñâÿçàííûõ ñ îæèðåíèåì, çàâèñèò îò÷àñòè îò âîçðàñòà, â êîòîðîì ïîÿâèëîñü îæèðåíèå, è îò òîãî, êàê äîëãî ÷åëîâåê ñòðàäàåò îò îæèðåíèÿ. Äåòè è ïîäðîñòêè ñ îæèðåíèåì ñòðàäàþò êàê îò íåäîëãèõ, òàê è îò äëèòåëüíûõ ïîñëåäñòâèé äëÿ çäîðîâüÿ.
Ñðåäè ñàìûõ çíà÷èòåëüíûõ ïîñëåäñòâèé èçáûòî÷íîãî âåñà è îæèðåíèÿ íà çäîðîâüå äåòåé, êîòîðûå ÷àñòî ñòàíîâÿòñÿ î÷åâèäíûìè òîëüêî â çðåëîì âîçðàñòå, ìîæíî óêàçàòü ñëåäóþùèå:
— ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûå çàáîëåâàíèÿ (â îñíîâíîì, áîëåçíè ñåðäöà è èíñóëüò);
— äèàáåò;
— ìûøå÷íî-ñêåëåòíûå íàðóøåíèÿ, îñîáåííî îñòåîàðòðèò;
— íåêîòîðûå âèäû ðàêà (ðàê ýíäîìåòðèè, ìîëî÷íîé æåëåçû è òîëñòîé êèøêè).
Åæåãîäíî â ðåçóëüòàòå èçáûòî÷íîãî âåñà èëè îæèðåíèÿ óìèðàåò, ïî ìåíüøåé ìåðå, 2,6 ìèëëèîíà ÷åëîâåê.
Äâîéíîå áðåìÿ: ñåðüåçíûé ðèñê
 íàñòîÿùåå âðåìÿ ìíîãèå ñòðàíû ñ íèçêèì è ñðåäíèì óðîâíåì äîõîäà íåñóò «äâîéíîå áðåìÿ» áîëåçíåé: â òî âðåìÿ êàê îíè ïðîäîëæàþò áîðîòüñÿ ñ èíôåêöèîííûìè áîëåçíÿìè è íåäîñòàòî÷íîñòüþ ïèòàíèÿ, îíè ñòàëêèâàþòñÿ ñ áûñòðûì ðîñòîì ôàêòîðîâ ðèñêà ðàçâèòèÿ ÍÈÁ, òàêèõ êàê îæèðåíèå è èçáûòî÷íûé âåñ, îñîáåííî â ãîðîäñêèõ ðàéîíàõ.  ýòèõ óñëîâèÿõ íå ðåäêèì ÿâëÿåòñÿ ñîñåäñòâî íåäîñòàòî÷íîñòè ïèòàíèÿ è îæèðåíèÿ â ïðåäåëàõ îäíîé ñòðàíû, îäíîãî ñîîáùåñòâà è äàæå îäíîé ñåìüè.
Ïðè÷èíîé òàêîãî äâîéíîãî áðåìåíè ÿâëÿåòñÿ íåïðàâèëüíîå ïèòàíèå ìàòåðè âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè è ðåáåíêà â ãðóäíîì âîçðàñòå è ïîñëåäóþùèå ãîäû, óñóãóáëÿåìîå ïîòðåáëåíèåì âûñîêîêàëîðèéíûõ ïðîäóêòîâ ñ âûñîêèì ñîäåðæàíèåì æèðîâ è íèçêèì ñîäåðæàíèåì ïèòàòåëüíûõ ìèêðîýëåìåíòîâ ïðè íåäîñòàòî÷íîé ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè ïî ìåðå äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.
Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ îæèðåíèÿ ó äåòåé è ïîäðîñòêîâ
Îñíîâîïîëàãàþùåé ïðè÷èíîé èçáûòî÷íîãî âåñà è îæèðåíèÿ äåòåé ÿâëÿåòñÿ íàðóøåíèå ýíåðãåòè÷åñêîãî ðàâíîâåñèÿ ìåæäó ïîòðåáëÿåìûìè è ðàñõîäóåìûìè êàëîðèÿìè.
Ãëîáàëüíûé ðîñò ìàñøòàáîâ èçáûòî÷íîãî âåñà è îæèðåíèÿ ó äåòåé âûçâàí ðÿäîì ôàêòîðîâ, ñðåäè êîòîðûõ:
— Ãëîáàëüíûé ñäâèã ïèòàíèÿ â ñòîðîíó ïîâûøåííîãî ïîòðåáëåíèÿ âûñîêîêàëîðèéíûõ ïðîäóêòîâ ñ âûñîêèì ñîäåðæàíèåì æèðîâ è ñàõàðîâ è íèçêèì ñîäåðæàíèåì âèòàìèíîâ, ìèíåðàëîâ è äðóãèõ çäîðîâûõ ïèòàòåëüíûõ ìèêðîýëåìåíòîâ;
— Òåíäåíöèÿ ê ñíèæåíèþ óðîâíåé ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè â ðåçóëüòàòå âñå áîëåå øèðîêîãî ðàñïðîñòðàíåíèÿ ñèäÿ÷èõ ôîðì îòäûõà è ðàçâëå÷åíèé, èçìåíåíèÿ ñïîñîáîâ ïåðåäâèæåíèÿ è âîçðàñòàþùåé óðáàíèçàöèè.
Ñîöèàëüíûå ïðè÷èíû ýïèäåìèè îæèðåíèÿ ñðåäè äåòåé
ÂÎÇ ïðèçíàåò, ÷òî âñå áîëåå øèðîêàÿ ðàñïðîñòðàíåííîñòü îæèðåíèÿ ñðåäè äåòåé âûçâàíà èçìåíåíèÿìè â îáùåñòâå. Îæèðåíèå ó äåòåé, ãëàâíûì îáðàçîì, âûçâàíî íåçäîðîâûì ïèòàíèåì è íèçêèìè óðîâíÿìè ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè. Íî ýòà ïðîáëåìà ñâÿçàíà íå òîëüêî ñ ïîâåäåíèåì äåòåé, íî òàêæå, è âñå â áîëüøåé ñòåïåíè, ñ ñîöèàëüíûì è ýêîíîìè÷åñêèì ðàçâèòèåì è ïîëèòèêîé â îáëàñòè ñåëüñêîãî õîçÿéñòâà, òðàíñïîðòà, ãîðîäñêîãî ïëàíèðîâàíèÿ, îêðóæàþùåé ñðåäû, ïðîèçâîäñòâà, ðàñïðåäåëåíèÿ è ñáûòà ïèùåâûõ ïðîäóêòîâ, à òàêæå îáðàçîâàíèÿ.
Ýòî ñîöèàëüíàÿ ïðîáëåìà, è, ïîýòîìó, äëÿ åå ðåøåíèÿ íåîáõîäèì ìíîãîñåêòîðàëüíûé, ìíîãîäèñöèïëèíàðíûé ïîäõîä íà óðîâíå ïîïóëÿöèé, ó÷èòûâàþùèé îñîáåííîñòè êóëüòóðû.
 îòëè÷èå îò áîëüøèíñòâà âçðîñëûõ ëþäåé äåòè è ïîäðîñòêè íå ìîãóò âûáèðàòü îêðóæàþùóþ ñðåäó, â êîòîðîé îíè æèâóò, èëè ïðîäóêòû ïèòàíèÿ, êîòîðûå îíè ïîòðåáëÿþò. Ê òîìó æå, îíè ëèøü â îãðàíè÷åííîé ñòåïåíè ñïîñîáíû ïîíèìàòü äëèòåëüíûå ïîñëåäñòâèÿ ñâîåãî ïîâåäåíèÿ. Ïîýòîìó, â áîðüáå ñ ýïèäåìèåé îæèðåíèÿ èì íåîáõîäèìî óäåëÿòü îñîáîå âíèìàíèå.
Êàê ìîæíî áîðîòüñÿ ïðîòèâ ýïèäåìèè îæèðåíèÿ ñðåäè äåòåé?
Èçáûòî÷íûé âåñ è îæèðåíèå, à òàêæå ñâÿçàííûå ñ íèìè íåèíôåêöèîííûå áîëåçíè, â çíà÷èòåëüíîé ìåðå, ïðåäîòâðàòèìû.
Ïðîôèëàêòèêà ñ÷èòàåòñÿ ñàìûì öåëåñîîáðàçíûì ñïîñîáîì ñäåðæèâàíèÿ ýïèäåìèè îæèðåíèÿ ñðåäè äåòåé, òàê êàê íûíåøíèå ìåòîäèêè ëå÷åíèÿ, â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè, íàïðàâëåíû ñêîðåå íà óñòàíîâëåíèå êîíòðîëÿ íàä ïðîáëåìîé, à íå íà èñöåëåíèå. Öåëüþ áîðüáû ïðîòèâ ýïèäåìèè îæèðåíèÿ ñðåäè äåòåé ÿâëÿåòñÿ äîñòèæåíèå ïðàâèëüíîãî ýíåðãåòè÷åñêîãî îáìåíà, êîòîðûé ìîæíî ïîääåðæèâàòü íà ïðîòÿæåíèè âñåé æèçíè.
Îáùèå ðåêîìåíäàöèè:
— ïîâûñèòü ïîòðåáëåíèå ôðóêòîâ è îâîùåé, à òàêæå áîáîâûõ, öåëüíîãî çåðíà è îðåõîâ;
— îãðàíè÷èòü ïîòðåáëåíèå ýíåðãèè èç âñåõ âèäîâ æèðîâ è ïåðåéòè îò ïîòðåáëåíèÿ íàñûùåííûõ æèðîâ ê ïîòðåáëåíèþ íåíàñûùåííûõ æèðîâ;
— îãðàíè÷èòü ïîòðåáëåíèå ñâîáîäíûõ ñàõàðîâ;
— åæåäíåâíî óäåëÿòü íå ìåíåå 60 ìèíóò ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè îò óìåðåííîé äî âûñîêîé èíòåíñèâíîñòè, êîòîðàÿ ñîîòâåòñòâóåò ðàçâèòèþ è îõâàòûâàåò ðàçíîîáðàçíûå çàíÿòèÿ. Äëÿ êîíòðîëÿ âåñà ìîæåò òðåáîâàòüñÿ áîëåå èíòåíñèâíàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü.
Ðåêîìåíäàöèè íà óðîâíå îáùåñòâà
Äëÿ ñäåðæèâàíèÿ ýïèäåìèè îæèðåíèÿ ñðåäè äåòåé íåîáõîäèìû óñòîé÷èâàÿ ïîëèòè÷åñêàÿ ïðèâåðæåííîñòü è ñîòðóäíè÷åñòâî ìíîãî÷èñëåííûõ ó÷àñòíèêîâ â ãîñóäàðñòâåííîì è ÷àñòíîì ñåêòîðå.
Ïðàâèòåëüñòâà, ìåæäóíàðîäíûå ïàðòíåðû, ãðàæäàíñêîå îáùåñòâî, ÍÏÎ è ÷àñòíûé ñåêòîð èãðàþò âàæíóþ ðîëü â ôîðìèðîâàíèè çäîðîâîé îêðóæàþùåé ñðåäû è îáåñïå÷åíèè ïðèåìëåìîé ñòîèìîñòè è äîñòóïíîñòè áîëåå çäîðîâûõ âàðèàíòîâ ïèòàíèÿ äëÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ. Ïîýòîìó, öåëüþ ÂÎÇ ÿâëÿåòñÿ ìîáèëèçàöèÿ ýòèõ ïàðòíåðîâ è èõ ïðèâëå÷åíèå ê îñóùåñòâëåíèþ Ãëîáàëüíîé ñòðàòåãèè ïî ïèòàíèþ, ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè è çäîðîâüþ (ÏÔÀÇ).
ÂÎÇ îêàçûâàåò ïîääåðæêó â îïðåäåëåíèè äåéñòâèé, èõ îñóùåñòâëåíèè, ìîíèòîðèíãå è ëèäåðñòâå. Äëÿ óñòîé÷èâîãî ïðîãðåññà íåîáõîäèì ìíîãîñåêòîðàëüíûé ïîäõîä — îí ñïîñîáñòâóåò ìîáèëèçàöèè ýíåðãèè, ðåñóðñîâ, îïûòà è çíàíèé âñåõ ãëîáàëüíûõ ó÷àñòíèêîâ.
Ðîëü ðîäèòåëåé
Îáåñïå÷åíèå çäîðîâîãî ïèòàíèÿ è ñîäåéñòâèå ðåãóëÿðíîé íàäëåæàùåé ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè ÿâëÿþòñÿ îñíîâíûìè ôàêòîðàìè â áîðüáå ïðîòèâ ýïèäåìèè îæèðåíèÿ ñðåäè äåòåé.Ðîäèòåëè ìîãóò ïîâëèÿòü íà ïîâåäåíèå ñâîèõ äåòåé, ïðèîáðåòàÿ äëÿ äîìà çäîðîâûå ïðîäóêòû ïèòàíèÿ è íàïèòêè, à òàêæå îáåñïå÷èâàÿ, ïîääåðæèâàÿ è ïîîùðÿÿ ôèçè÷åñêóþ àêòèâíîñòü.
Îäíîâðåìåííî ñ ýòèì ðîäèòåëÿì ðåêîìåíäóåòñÿ âåñòè è óêðåïëÿòü çäîðîâûé îáðàç æèçíè, òàê êàê ïîâåäåíèå äåòåé ÷àñòî ôîðìèðóåòñÿ íà îñíîâå íàáëþäåíèÿ è àäàïòàöèè.
Ïðåäëîæåíèÿ äëÿ îáåñïå÷åíèÿ çäîðîâîãî ïèòàíèÿ äîìà
Äëÿ äåòåé ãðóäíîãî è ðàííåãî âîçðàñòà:
— ïðîâîäèòü èñêëþ÷èòåëüíîå ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå;
— èçáåãàòü äîáàâëåíèÿ ñàõàðîâ è êðàõìàëîâ ïðè êîðìëåíèè äåòñêèìè ñóõèìè ñìåñÿìè;
— ïðèíèìàòü ñïîñîáíîñòü ðåáåíêà ðåãóëèðîâàòü ïîòðåáëåíèå ýíåðãèè è íå íàñòàèâàòü íà òîì, ÷òîáû îí ñúåäàë âñå, ÷òî ëåæèò íà òàðåëêå;
— îáåñïå÷èâàòü ïîòðåáëåíèå íàäëåæàùèõ ïèòàòåëüíûõ ìèêðîýëåìåíòîâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ îïòèìàëüíîãî ðàçâèòèÿ.
Äëÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ:
— ïðåäîñòàâëÿòü çäîðîâûé çàâòðàê ïåðåä óõîäîì â øêîëó;
— ïðåäîñòàâëÿòü â øêîëüíûõ áóôåòàõ çäîðîâóþ åäó (öåëüíîå çåðíî, îâîùè, ôðóêòû);
— ñîäåéñòâîâàòü ïîòðåáëåíèþ ôðóêòîâ è îâîùåé;
— îãðàíè÷èâàòü ïîòðåáëåíèå âûñîêîêàëîðèéíûõ ïðîäóêòîâ ñ íèçêèì ñîäåðæàíèåì ïèòàòåëüíûõ ìèêðîýëåìåíòîâ (íàïðèìåð, ãîòîâûõ çàêóñîê â óïàêîâêàõ);
— îãðàíè÷èâàòü ïîòðåáëåíèå ñëàäêèõ ïðîõëàäèòåëüíûõ íàïèòêîâ;
— îðãàíèçîâûâàòü îáåäû/óæèíû â ñåìåéíîì êðóãó;
— îãðàíè÷èâàòü âîçäåéñòâèå ìàðêåòèíãà (íàïðèìåð, îãðàíè÷èâàòü ïðîñìîòð òåëåâèçèîííûõ ïðîãðàìì);
— îáó÷àòü äåòåé òîìó, êàê íå ïîääàâàòüñÿ ñîáëàçíàì è ïðîòèâîñòîÿòü ñòðàòåãèÿì ìàðêåòèíãà;
— îáåñïå÷èâàòü èíôîðìàöèþ è íàâûêè äëÿ âûáîðà çäîðîâûõ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ.
Ïðåäëîæåíèÿ äëÿ ñòèìóëèðîâàíèÿ ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè äîìà
— óìåíüøàòü âðåìÿ íåàêòèâíûõ çàíÿòèé (íàïðèìåð, âðåìÿ, ïðîâîäèìîå ïåðåä òåëåâèçîðîì, çà êîìïüþòåðîì);
— ïîîùðÿòü áåçîïàñíîå õîæäåíèå/åçäó íà âåëîñèïåäå â øêîëó è íà äðóãèå îáùåñòâåííûå ìåðîïðèÿòèÿ;
— ñäåëàòü ôèçè÷åñêóþ àêòèâíîñòü ÷àñòüþ åæåäíåâíîé æèçíè ñåìüè, âûäåëèâ âðåìÿ äëÿ ñåìåéíûõ ïðîãóëîê èëè ñîâìåñòíûõ àêòèâíûõ èãð;
— ñëåäèòü çà òåì, ÷òîáû ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü ñîîòâåòñòâîâàëà âîçðàñòó, è îáåñïå÷èòü çàùèòíûå ïðèñïîñîáëåíèÿ, òàêèå êàê øëåìû, íàïóëüñíèêè, íàêîëåííèêè.
Ðîëü øêîë
Äëÿ áîðüáû ïðîòèâ ýïèäåìèè îæèðåíèÿ ñðåäè äåòåé íåîáõîäèìî ñòèìóëèðîâàòü çäîðîâîå ïèòàíèå è ôèçè÷åñêóþ àêòèâíîñòü â øêîëàõ.
 ñâÿçè ñ òåì, ÷òî äåòè è ïîäðîñòêè ïðîâîäÿò çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü ñâîåé æèçíè â øêîëå, îêðóæàþùàÿ èõ â øêîëàõ ñðåäà ÿâëÿåòñÿ èäåàëüíîé ñðåäîé äëÿ ïðèîáðåòåíèÿ çíàíèé è íàâûêîâ â îòíîøåíèè çäîðîâîãî âûáîðà è ïîâûøåíèÿ óðîâíåé ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè.
ßâëÿÿñü ïðèìåðîì äëÿ ïîäðàæàíèÿ, ó÷èòåëü ìîæåò îêàçûâàòü äëèòåëüíîå âîçäåéñòâèå íà îáðàç æèçíè ó÷àùèõñÿ.
Ðåêîìåíäàöèè äëÿ îáåñïå÷åíèÿ çäîðîâîãî ïèòàíèÿ â øêîëàõ
— îáåñïå÷èòü ñàíèòàðíîå ïðîñâåùåíèå ñ òåì, ÷òîáû ó÷àùèåñÿ ìîãëè ïðèîáðåñòè çíàíèÿ, óñòàíîâêè, óáåæäåíèÿ è íàâûêè, íåîáõîäèìûå äëÿ ïðèíÿòèÿ èíôîðìèðîâàííûõ ðåøåíèé, âûáîðà çäîðîâûõ ôîðì ïîâåäåíèÿ è ñîçäàíèÿ óñëîâèé, áëàãîïðèÿòíûõ çäîðîâüþ;
— îáåñïå÷èòü áîëåå øèðîêèé äîñòóï ê çäîðîâûì ïðîäóêòàì ïèòàíèÿ â øêîëàõ â ðàìêàõ øêîëüíûõ ïðîäîâîëüñòâåííûõ ïðîãðàìì (íàïðèìåð, çàâòðàêè, îáåäû è/èëè çàêóñêè ïî ñíèæåííûì öåíàì);
— óñòàíàâëèâàòü òîðãîâûå àâòîìàòû òîëüêî â ñëó÷àå ïðîäàæè çäîðîâûõ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ, òàêèõ êàê âîäà, ìîëî÷íûå ïðîäóêòû, ñîêè, ôðóêòû è îâîùè, ñýíäâè÷è è çàêóñêè ñ íèçêèì ñîäåðæàíèåì æèðîâ;
— îáåñïå÷èòü, ÷òîáû ïèùåâûå ïðîäóêòû, ïðåäîñòàâëÿåìûå â øêîëàõ, ñîîòâåòñòâîâàëè ìèíèìàëüíûì ñòàíäàðòàì ïèòàíèÿ;
— îáåñïå÷èâàòü, ÷òîáû øêîëüíûå ìåäèöèíñêèå ñëóæáû äëÿ ó÷àùèõñÿ è ïåðñîíàëà øêîë ñîäåéñòâîâàëè óêðåïëåíèþ çäîðîâüÿ è áëàãîïîëó÷èÿ, à òàêæå ïðåäîòâðàùàëè, óìåíüøàëè, êîíòðîëèðîâàëè è ëå÷èëè âàæíûå ïðîáëåìû èëè íàðóøåíèÿ çäîðîâüÿ ó÷àùèõñÿ è ïåðñîíàëà øêîë è íàïðàâëÿëè èõ ê ñîîòâåòñòâóþùèì ñïåöèàëèñòàì;
— èñïîëüçîâàòü øêîëüíûå ñàäû äëÿ ðàçâèòèÿ çíàíèé î ïðîèñõîæäåíèè ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ;
— ñîäåéñòâîâàòü ïðèâëå÷åíèþ ðîäèòåëåé.
Ðåêîìåíäàöèè äëÿ ñòèìóëèðîâàíèÿ ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè â øêîëàõ
— ïðåäëàãàòü åæåäíåâíûå ðàçíîîáðàçíûå çàíÿòèÿ ôèçè÷åñêîé êóëüòóðîé ñ ó÷åòîì ìàêñèìàëüíîãî êîëè÷åñòâà ïîòðåáíîñòåé, èíòåðåñîâ è ñïîñîáíîñòåé ó÷àùèõñÿ;
— ïðåäëàãàòü îáùåñòâåííûå ìåðîïðèÿòèÿ: øêîëüíûå ñïîðòèâíûå çàíÿòèÿ è øêîëüíûå ïðîãðàììû íåñîðåâíîâàòåëüíîãî õàðàêòåðà (íàïðèìåð, àêòèâíûå çàíÿòèÿ â ïåðåðûâàõ ìåæäó óðîêàìè);
— ïîîùðÿòü áåçîïàñíûå íåìîòîðèçîâàííûå ñïîñîáû ïåðåäâèæåíèÿ â øêîëó è íà äðóãèå îáùåñòâåííûå ìåðîïðèÿòèÿ;
— îáåñïå÷èòü äîñòóï ó÷àùèõñÿ è ñîîáùåñòâà ê íàäëåæàùèì ìåñòàì è îáîðóäîâàíèþ äëÿ ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè;
— ïîîùðÿòü ôèçè÷åñêóþ àêòèâíîñòü ó÷àùèõñÿ, ó÷èòåëåé, ðîäèòåëåé è ñîîáùåñòâà.
Источник