Лишний вес феминистская проблема

ЕдаЖир — это феминистская тема: Почему все перешли
на интуитивное питание

Текст: Маша Будрите

В последнее время всё чаще можно услышать фразу «интуитивное питание», а несколько героинь нашего недавнего материала о диетах и срывах рассказали, что именно оно помогло им прийти к миру с собственным телом и едой. Разбираемся, что это за система питания, откуда она взялась и что о ней думают учёные.

Культ худобы

Как ни странно, о взаимосвязи здоровья человека с тем, что и сколько он ест, заговорили не так давно. Во второй половине XX века качество жизни людей, особенно в странах с развитой экономикой, значительно улучшилось, а жить стали дольше — но стало намного больше хронических недугов; появились ожирение, сахарный диабет, болезни сердца и сосудов и, конечно, онкологические заболевания. В какой-то момент стало понятно, что и состав рациона, и лишний вес (избыточный с точки зрения медицинской нормы, а не сравнения себя с отретушированной фигурой модели в журнале) — это факторы, которые способствуют развитию таких болезней. И на эти факторы можно повлиять, чтобы предотвратить ухудшение здоровья.

Одним из первых и самых популярных способов стали ограничительные диеты, направленные на то, чтобы уменьшить массу тела. Такие режимы питания бывают разных типов: они могут включать скрупулёзный подсчёт калорий, частичный или полный отказ от отдельных видов пищи (например, жирной или сладкой) и определённых продуктов вроде хлеба. Диеты могут быть краткосрочными и более строгими или подразумевать пожизненную смену пищевых привычек. Сами по себе ограничительные диеты нельзя считать однозначным злом — всё зависит от ситуации. Например, модерирование питания после тяжёлых операций, требование прийти натощак перед сдачей крови или запрет на грейпфрутовый сок при приёме определённых лекарств — это тоже своего рода диеты. Однако в большинстве случаев люди назначают себе диеты самостоятельно — и вот тут уже кроется подвох.

Проблема с диетами в том, что их популярность в последние десятилетия связана не с рекомендациями врачей и всемирной проблемой ожирения (в 2016 году оно отмечалось у 650 миллионов взрослых и у 41 миллиона детей младше пяти лет), а с нашей неуверенностью в своём имидже тела. Представление о «нормальном» весе размылось: в мире, где правят бал надуманные стандарты, большинство людей с обычным телосложением и весом, не грозящими потенциальными болезнями, всё равно считаются «толстыми». Массовая культура дискриминирует любого, не вписывающегося в модный образ, который меняется от десятилетия к десятилетию и не имеет ничего общего с рекомендациями докторов. К слову, если о несостоятельности такого подхода говорят всё больше, то речь о том, чтобы уважать выбор оставаться полным (как, скажем, пить алкоголь или не заниматься спортом), в поп-пространстве заходит и того реже. Доброхоты по всему миру фэтшеймят незнакомцев, прикрываясь «заботой о здоровье».

Жир и феминизм

Одной из первых на эту проблему обратила внимание психотерапевт Сьюзи Орбах, занимавшаяся расстройствами питания у женщин в Великобритании. В 1978 году она выпустила книгу «Жир — это феминистская тема» («Fat is a Feminist Issue»), которая мгновенно стала бестселлером. В ней терапевт рассуждает о проблемах, связанных с культом, которым окружена худоба: «модельная» внешность уже в семидесятые годы считалась не просто показателем здоровья, но синонимом успеха в карьере, любви, сексуальной жизни, да и просто счастью. Орбах одной из первых говорила, что стандарты красоты становятся всё более недоступными, а «идеальная фигура» рекламируется как способ решения всех проблем. В итоге специалистка открыла Женский терапевтический центр в Лондоне, где по сей день лечат расстройства пищевого поведения, причём все сотрудницы администрации там — женщины. К слову, одной из его пациенток была принцесса Диана, которая на тот момент боролась с булимией.

Сорок лет назад, когда была написана эта книга, такому давлению подвергались в первую очередь женщины, но постепенно прессинг накрыл и мужчин, о чём говорит та же Орбах в недавнем интервью. Неудивительно: на съёмках рекламы с мужчинами-моделями используют выгодное освещение, а сами снимки ретушируют, подчёркивая мускулатуру. В результате начинает казаться, что счастливыми могут быть только такие же, как на этих фотографиях или видео, люди — с точёным прессом, широкими плечами и безупречной кожей. По данным разных исследователей, до 95 % мужчин в той или иной степени не удовлетворены собственным телом.

Эмоциональный голод

Книга Орбах в числе других дала начало идеям «антидиетического» движения, а впоследствии — интуитивному и осознанному питанию. В их основе лежит простая мысль: есть надо, когда организм испытывает чувство голода, прекращая, как только наступает насыщение.

Сторонники интуитивного питания разделяют голод на физический и эмоциональный. При физическом голоде организм сообщает, что ему не хватает пищи — у человека появляются неприятные ощущения или урчание в желудке, наступает усталость и раздражительность. Под эмоциональным голодом имеется в виду состояние, когда человек хочет есть, не будучи физически голодным. Такое желание может возникать от стресса, плохого настроения или, наоборот, желания себя порадовать, а ещё потому, что какой-то продукт привлекательно выглядит — например, пирожное оказывается ну очень красивым.

Те, кто придерживаются такой системы, советуют прислушиваться к физическому голоду и анализировать причины эмоционального, при необходимости обращаясь к специалистам. Другая важнейшая часть этого подхода — принятие себя и собственной фигуры. Настроиться на интуитивное питание — значит добровольно уйти от попыток постоянно худеть и стремиться к недостижимым идеалам. Публикации и руководства по интуитивному питанию быстро распространились среди психотерапевтов и специалистов по расстройствам пищевого поведения. Важно понимать, что такой подход не отрицает медицинского вмешательства, когда оно необходимо, и не предписывает есть продукты, которые могут навредить — например, вызывать тяжёлую аллергию.

По сути, интуитивное питание — это способ постоянного самоанализа и умение прислушиваться к себе. Система больше концентрируется на отношении к своему телу и еде, чем на цифрах, пропорциях и количествах пищи и её компонентов. Интуитивное питание помогает пересмотреть отношение к похуданию: если человек и худеет, то не ради соответствия сомнительным общепринятым нормам, а для здоровья и хорошего самочувствия. Эвелин Трайбол и Элиз Реш, создательницы самого популярного портала об интуитивном питании, говорят, что следить за составом рациона всё-таки нужно: важно получать достаточное количество углеводов и энергии, чтобы нормально функционировать; в системе также нет никаких запрещённых продуктов. При этом авторы методик интуитивного питания настаивают, что питание в принципе не должно вызывать негативные эмоции.

Читайте также:  Лактинет и лишний вес

Как это делается

Система интуитивного питания предписывает «уважать» голод и чувство насыщения. Трайбол и Реш утверждают, что чем дольше организм находится в состоянии голода, тем больше вероятность переедания во время следующего приёма пищи — так что лучше поесть вовремя. В процессе еды следует «слушать» своё тело и осознавать, когда приходит насыщение. С практической точки зрения это значит, что питаться лучше небольшими порциями, после каждой из них спрашивая себя, хочется ли добавки. При возникновении чувства голода нужно задавать себе вопросы, какой именно еды хочется сейчас: холодной или горячей, мягкой или хрустящей, кислой, солёной или острой.

Упор делается и на то, чтобы решать свои проблемы, внутренние или внешние, без использования еды — в первую очередь это касается эмоций. Приёмы пищи должны проходить в приятной обстановке, а еда не должна вызывать негативных чувств. Важнее всего построить положительные отношения со своим телом и здоровьем и настроиться на длительное сбалансированное (пусть и не «идеальное») питание. Это гораздо лучше жёстких ограничений, перемежающихся срывами.

Главный русскоязычный источник по теме — книга Светланы Бронниковой «Интуитивное питание. Как перестать беспокоиться о еде и похудеть». Автор — клинический психолог и психотерапевт; в книге она объясняет, что интуитивный подход, в отличие от диетического, направлен не на попытки контролировать тело, а на готовность взять на себя ответственность за него и научиться о нём заботиться. Рекомендуется также вести пищевой дневник, помогающий анализировать собственные мысли и ощущения.

Что говорят учёные

Интуитивное питание внимательно изучается учёными и специалистами по питанию, и количество работ на тему уже исчисляется десятками. При систематическом анализе 68 исследований, проведённом в 2017 году, выяснилось, что интуитивное питание помогает снизить позывы к обжорству, симптомы анорексии и в целом улучшает пищевые привычки. Вероятно, его важнейший эффект — именно во влиянии на психическое здоровье и восприятие себя. Фокус смещается с желания похудеть на то, чтобы следить за питанием в целях гармонии с собой и своим телом.

Исследования также показывают, что интуитивное питание не всегда и не у всех приводит к снижению веса. Тем не менее у последователей этого подхода индекс массы тела ниже, чем у тех, кто вообще не следит за питанием и не придерживается никаких ограничений. Хотя понятно, что ИМТ не идеальный инструмент, ведь он не учитывает пропорции мышечной и жировой ткани, сейчас высокий ИМТ считается фактором риска сахарного диабета второго типа, сердечно-сосудистых заболеваний, инсульта и других серьёзных заболеваний. Некоторые исследователи отмечают, что интуитивное питание способствует улучшению и других показателей здоровья, включая артериальное давление и уровень холестерина.

В целом такой подход во многом совпадает с современными рекомендациями по питанию в западных странах. Британская система здравоохранения, Американская кардиологическая ассоциация и многие другие рекомендуют следить за рационом и стремиться к увеличению доли «полезных» продуктов, в том числе фруктов, овощей и рыбы, но настаивают, что не стоит отказываться от «вредных» продуктов (вроде жирного и сладкого) полностью. И интуитивное питание, и официальные рекомендации по здоровому рациону указывают на важность физической активности.

Всем ли это подходит

С биологической точки зрения голод — это механизм, который заставляет искать еду, чтобы выжить, и чем сложнее организм, тем сложнее устроен контроль аппетита и голода. У человека за голод отвечают гормон поджелудочной железы инсулин, вырабатываемый клетками жировой ткани лептин и грелин, который производят клетки стенок желудка. Инсулин и лептин подавляют чувство голода, а грелин, наоборот, его стимулирует — он вырабатывается в ответ на снижение уровня глюкозы в крови. Конечно, это крайне упрощённая схема; все эти гормоны взаимодействуют с гипоталамусом, отделом головного мозга, который в состоянии не только вызвать общее ощущение голода или сытости, но и подготовить организм к поискам пищи — например, при истощении может возникать гиперактивность, и этот процесс опосредован работой гипоталамуса.

Эти механизмы, сформированные эволюцией, позволяли нашим предкам выживать и нормально функционировать. К сожалению, нарушить работу систему контроля аппетита может множество факторов, и в первую очередь это проблемы с эндокринной системой. Например, у людей с сахарным диабетом нарушен синтез инсулина или чувствительность клеток к нему, в связи с чем появляется постоянное чувство голода. Недостаток сна, как показывают исследования, приводит к снижению концентрации лептина и высокому уровню грелина, также вызывая чувство голода. Постоянное состояние стресса может вызвать отсутствие аппетита или, наоборот, привести к перееданию. Важно понимать, что, как и другие процессы в организме, контроль аппетита крайне сложен и не полностью изучен.

Именно по этой причине к интуитивному питанию надо подходить с осторожностью, понимая, что возникающее у сытого человека желание ещё что-нибудь съесть необязательно вызвано психологическими проблемами или неумением принять своё тело: система контроля аппетита может быть нарушена по физиологическим причинам. Поэтому тем, кто при помощи интуитивного питания планирует решить проблемы со здоровьем, не стоит полагаться исключительно на этот подход: лечение таких состояний, как ожирение или сахарный диабет, должно проводиться специалистом.

Интуитивное питание может стать частью терапевтического плана — в дополнение к лекарствам (например, для лечения артериальной гипертензии) или с какими-то рекомендованными врачом модификациями, — при том же сахарном диабете или предиабетических состояниях особое внимание нужно уделять гликемическому индексу продуктов. При наличии любых сомнений стоит начать с врача-терапевта, который, если сочтёт нужным, направит к эндокринологу или другому специалисту. Наконец, хотя интуитивное питание — хороший инструмент, помогающий найти равновесие в отношениях с едой и собственным телом, если проблема плохо поддаётся решению, стоит обратиться к психотерапевту или специалисту по расстройствам пищевого поведения.

Фотографии: de56 — stock.adobe.com, Evgeniya — stock.adobe.com, D Dean — stock.adobe.com

Источник

Почему «жир» — феминистская тема

Лишний вес феминистская проблема

Интервью Сюзи Орбах изданию The European

Что общего у тела с национализмом, и какая связь между красотой и потреблением? Джулия Корбик пообщалась на эту тему с английским психотерапевтом Сюзи Орбах.

The European: Мисс Орбах, что вы видите, когда с утра смотрите на себя в зеркало?

Сюзи Орбах: Иногда я выгляжу полной энергии, иногда я выгляжу уставшей. Я на самом деле не особенно много уделяю этому внимания.

The European: Ваши книги назывались «Жир — это феминистская тема» (Fat is a Feminist Issue), «О еде» (On Eating) и «Голодовка» (Hunger Strike). В Лондоне вы лечите людей, которые глобально недовольны своим телом. Откуда в вас этот интерес к физиологии, к телу?

Читайте также:  Как питаться при беременности если есть лишний вес

Сюзи Орбах: Я не знаю! Перед тем как в 2009 году я написала свою последнюю книгу «Тела» (Bodies) я думала, что никогда не буду больше писать книг на тему тела. Но я была так озабочена тем, что тела людей все больше становились товарами, объектами. Сначала это было справедливо лишь для девочек, но позже и для мальчиков. Я чувствовала, что должна показать, как мы сегодня, в эпоху позднего капитализма, воспринимаем тела в нашей культуре. Так что я думаю, мой интерес к этой теме определен некоторой тревогой и печалью. Как и у любого человека, критично смотрящий на современную культуру, у меня есть и политические опасения.

The European: В книге «Тела» вы поднимаете такие темы, как ненависть к собственному телу, расстройства пищевого поведения, бредовые диеты и косметическая хирургия. «Натуральное тело — это выдумка», пишете вы. Что это значит?

Сюзи Орбах: Мы думаем о наших телах как о чем-то естественном, само собой разумеющемся. Но на самом деле речь идет больше о «воплощении».

The European: Вот это и требует объяснений.

Сюзи Орбах: Образ нашего тела — это то, что мы впитали внутри нашей семьи. В то же время наша семья, в которой мы выросли, в более широком смысле часть среды, культуры, наши родители — это люди, которые живут в этой культуре и она влияет на то, как они растят своих детей. Они дают нам определенный багаж для жизненного пути, они вкладывают в нас способность определенным образом постигать наши тела, они демонстрируют нам, как относиться к своим телам.

The European: Например?

Сюзи Орбах: Мы думаем, что это само собой разумеется — целоваться, но в других культурах, например, чтобы выразить теплые эмоции к человеку люди кусают друг друга. Мы думаем, что само собой разумеется носить одежду так, как мы её носим сейчас — но из истории нам прекрасно известно, что в разные времена, в разных культурах были самые невероятные стили и способы ношения одежды.

The European: Что вы имеете в виду, когда говорите, что мы способны определенным образом постигать наши тела?

Сюзи Орбах: Именно так! Это не значит, что мы сидим за партой и получаем инструкции. Это о том, как с нами обращаются, как обращаются с нашими телами. Но этот процесс очень естественный, мы не смотрим на него со стороны. Вы не можете общаться с ребенком, не общаясь с его телом: вы держите его определенным образом, определенным образом берете на руки и укачиваете. Это ощущается как само собой разумеющееся и в то же время очень личностное. Потому что так и есть! Но в то же время телесное чувство — это то, что дается нам человеком, который осуществляет заботу о нас.

ВЫ — ВАШЕ ТЕЛО, И ВАМ НУЖНО ЗАБОТИТЬСЯ О НЕМ

The European: Тело сегодня в центре внимания. Мы следуем специальным диетам, детокс-программам, испытываем его на прочность различными тренировками. Мы говорим себе, что делаем это, потому что хотим заботиться о себе. Мысль, которая стоит за этим: в здоровом теле — здоровый дух.

Сюзи Орбах: Для меня не все так просто. Как это ни печально, это риторическое утверждение: «Вы — это ваше тело и вам нужно заботиться о нем! Вы — одно целое и все что происходит с вами — ваша ответственность. И вам не должно быть никакого дела до того, что происходит в обществе». На самом деле, большинство людей идет в тренажерный зал, чтобы построить тело чернорабочего, не так ли?

The European: Откуда тогда это непреодолимое желание «построить» тело, показать, что мы работаем над ним, что наш внешний вид — это не то что нам дано, а чего мы заработали упорным трудом — откуда это берется?

Сюзи Орбах: В этой проблеме несколько аспектов. Конечно, движение это хорошо, особенно потому что многие из нас неподвижно сидят перед мониторами. Но не стоит забывать и о невероятном коммерческом давлении, которое обрушивается на нас с разных сторон.

The European: С каких именно сторон?

Сюзи Орбах: С одной стороны, нам говорят, что тела — это самое важное про нас, что они показывают миру, кто мы есть, каковы наши ожидания, наши стремления, наши возможности, и именно поэтому мы должны их украшать, тренировать, формировать. Но в то же время есть и другой идеологический посыл: «Все зависит от тебя. Только ты сам можешь сделать себя здоровым. Это не важно, что происходит в обществе. Если ты защищаешь себя и придерживаешься определенного образа жизни, если ты ешь здоровую еду, ты не заболеешь. Ну, хорошо, может быть, но, скорее всего, нет».

The European: Ты — это то, что ты ешь, и как ты тренируешься.

Сюзи Орбах: Точно. В Германии, в предвоенный период, было много интереса к образу здорового тела как части концепции «что значит быть хорошим немцем». С началом индустриального общества, я полагаю, люди начали думать: «Как мне заставить свое тело производить какой-то иной продукт?» Сейчас, в нашем постиндустриальном обществе, мы снова обращаемся к этому вопросу, но с другим акцентом: мы «производим» тело, которое нам кажется оптимальным. Вместо того, чтобы производить что-то еще, мы занимаемся производством собственных тел.

The European: Какое тело сегодня считается оптимальным?

Сюзи Орбах: На самом деле такое, которое бы вы купили!

The European: Это то же самое, как сказать: «что-то неестественное».

Сюзи Орбах: Ну, скорее как что-то, что есть у небольшого числа людей в мире, но большинство этим не обладают.

НОРМЫ ИЗМЕНИЛИСЬ

The European: Мы все считаем, что заботиться о теле — это естественно. Но когда «нормальное» поведение заботы начинается и где оно заканчивается?

Сюзи Орбах: Я не знаю, я думаю, мы постоянно меняем эти границы. Это очень трудно. Конечно, это огромное удовольствие выйти на прогулку, выполнить упражнения, хорошо поесть. Но я думаю, что многим людям приносит большее удовольствие преодоление границ своего тела, нежели чувство контакта с собственным телом и его потребностями. И это и есть та самая искусственная версия «настройки на потребности своего тела».

The European: В Германии от 10 до 20% населения страдают расстройствами пищевого поведения. Большинство из них страдают булимией, 20% — анорексией.

Читайте также:  Как во время беременности не набрать лишнего веса при беременности

Сюзи Орбах: На самом деле цифры гораздо выше! Что мы считаем расстройством пищевого поведения? Сейчас это намного более экстремальное явление, чем то, что мы считали расстройством пищевого поведения ранее. Если молодая девушка не ест в течение недели, а только в выходные — сегодня это считается нормальным. Сами нормы изменились.

The European: С одной стороны, есть те, кто голодает, вызывает рвоту, чтобы стать или остаться стройным. С другой — все больше и больше людей страдают лишим весом, и их презирают те самые «стройные».

Сюзи Орбах: Да, и это очень пугает. Эти люди, которых считают «толстыми», демонстрируют собой то самое, что «нормальные» люди пытаются контролировать. Я думаю можно рассматривать чрезмерные физические нагрузки, ограничения в еде и компульсивное переедание как одну проблему. Переедание просто демонстрирует один из вариантов нарушенных отношений с едой, остальные остаются невидимыми.

The European: В статье для The Guardian вы писали: «Идея о здоровом теле настолько дестабилизирующая, что тревожные люди вынуждены поддерживать свои тела через презрение к другим — тем, у кого полные тела, считая их менее достойными, менее способными, и менее приятными». Мы презираем полных из-за ненависти к себе. Почему же мы так сильно себя ненавидим?

Сюзи Орбах: Это очень серьезный бизнес — индустрия тела.

The European: В каком смысле?

Сюзи Орбах: Возьмите индустрию моды: это не маленький милый бизнес, это жесточайший мир, в котором люди делают одежду в очень жестких условиях, чтобы удовлетворить улицы Берлина и Лондона, Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Владельцы бизнеса в индустрии красоты — это одни из богатейших людей в мире, например, та же Эсте Лаудер и её компания.

The European: Но высокие продажи и миллионные доходы не делают этот бизнес автоматически плохим.

Сюзи Орбах: Нет. Но этот бизнес процветает за счет того, что дестабилизирует людей, заставляя их чувствовать, что их тела нуждаются в изменении. Красота стала обязанностью, а не удовольствием.

The European: Я читала, что Вы считаете, что разобщенность с нашими телами это следствие неспособности справиться с нашими желаниями.

Сюзи Орбах: Мы вынуждены справляться с нашими желаниями в том формате, в котором нам предлагают. Мы вынуждены все время потреблять, будто именно так мы и удовлетворяем свои желания в отличие от другого вида удовлетворения — в культурном, во внутреннем пространстве. Я не противник потребления, но так сложилось в нашем обществе, что именно потребление становится формой реализации наших желаний.

СЕЙЧАС В ФЕМИНИЗМЕ ОГРОМНАЯ ЭНЕРГИЯ

The European: Как мы можем изменить такое общественное сознание? Вы, например, помогали в создании кампании «Настоящие женщины» для Dove, вы создали проект «AnyBody» — сайт, помогающий женщинам принять себя.

Сюзи Орбах: Очень хороший вопрос. Например, я близко работала с правительством Британии в попытки помочь матерям, чтобы они не передавали свои проблемы следующему поколению. Мне кажется, мы должны работать с коммерческими компаниями, чтобы показать им, что происходит на самом деле. Мы должны работать с молодыми женщинами, чтобы позволить им иметь уверенность в себе оспорить и изменить слишком узкие представления о красоте и женственности.

The European: Но разве это работает?

Сюзи Орбах: Ну, политические перемены — длительный процесс. Попытки изменить среду начались еще 40 лет назад, общественному сознанию нужно время, что измениться. Мы много работаем с молодыми женщинами, стараясь помочь им изменить их культуру, создавая среду, которая ощущается как актуальная и интересная, артистичная, нежели стандартная и однообразная.

The European: Как феминизм может быть частью этого процесса? Вы, называющая сами себя феминисткой, однажды сказали, что феминизм проиграл, когда коснулся темы тела.

Сюзи Орбах: Я скорее всего сказала это в тот момент, когда очень настороженно относилась к тем процессам вокруг, которые происходили под эгидой феминизма.

The European: А именно…

Сюзи Орбах: …это было все вокруг конкретных женщин, а не на уровне что можно сделать общими усилиями. Сейчас мы видим невероятное количество молодых женщин, которые относят себя в той или иной степени к феминистками. Я не знаю, как обстоят дела в Германии, но в Британии это очень высокая активность. И это так волнительно! Феминизм, как и любое политическое движение, развивается поступательно со своими подъемами и падениями и снова подъемами. Сейчас в феминизме огромная энергия.

The European: Сейчас вам 60. Помогает ли старение больше расслабиться относительно вопросов тела?

Сюзи Орбах: На одном уровне да. Но я привыкла настороженно относиться к таким вещам. Это, конечно же, очень личная часть моего жизненного пути — принимать изменения в моем теле и на самом деле наслаждаться ими. Я не думаю, что это справедливое утверждение для всех женщин, но есть данные некоторых исследований, которые говорят о том, что многим женщинам с возрастом становится комфортнее. Им более комфортно выражать себя и иметь свое мнение. Тело перестает быть определяющим фактором того, кто они есть. Но, конечно же, некоторые женщины, которых мы знаем, к сожалению, продолжают оставаться критичными к себе и в 80 лет.

Сюзи Орбах

Сюзи Орбах — одна из самых известных в Британии психоаналитиков и психотерапевтов, работающих с проблемами пищевого поведения и принятия собственного тела.

В юности Сюзи была компульсивным едоком. Она была недовольна своим весом, использовала диеты, чтобы отрегулировать его, а затем объедалась и снова набирала прежний вес.

Отчаявшись получить помощь и не сумев справиться сама, Сюзи пришла в группу поддержки женщин, страдавших компульсивным перееданием. Через полгода она покинула группу, чтобы продолжить обучение психотерапии и написать книгу, ставшую настольной для нескольких поколений женщин, страдавших расстройствами пищевого поведения: «Жир — это феминистская тема».

В 1976 году она создала Женский терапевтический центр в Лондоне.

Орбах как никто глубоко понимает природу нарушений пищевого поведения. Ее услугами пользовалась британская королевская семья, когда стало известно, что принцесса Диана страдает булимией. Именно благодаря работе с Сюзи леди Ди начала открыто и без стыда говорить об этом — и этим сделала для булимиков в Британии больше, чем многие фонды и клиники.

Орбах принимала участие в создании широко известной рекламной компании «Dove», посвященной «обычной» женщине, консультировала многие крупнейшие коммерческие организации, такие как Всемирный банк, а также написала несколько ярких, лаконичных, мудрых книг.

Перевод — Юлия Лапина ©

Источник