Как указывать калории в меню
Содержание статьи
Роспотребнадзор обязал считать микроэлементы, жиры и углеводы в блюдах
Добрый день, уважаемые налогоплательщики.
У меня в руках письмо Роспотребнадзора, которое я хочу привести как пример… Знаете, в голову приходит слово «идиотизм», но мы же не можем так говорить об уважаемом органе, который проявляет элементы идиотизма? Нет, конечно. Никакого идиотизма. Но тогда у меня большой вопрос: а зачем все это? Еще раз, это ролик о бесполезной, на мой взгляд, работе под эгидой заботы о клиенте. Но я в конце попрошу вас высказаться, может быть, я ошибаюсь и это так и надо. Может быть, это действительно забота о клиенте.
Письмо Роспотребнадзора от 30.09.2020 № 02/20213-2020-27 «О Правилах оказания услуг общественного питания».
«Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1515 утверждены Правила оказания услуг общественного питания, которые направлены на защиту прав потребителей.
В соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 „О защите прав потребителей“ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разъясняет следующее».
По каким правилам теперь должен работать общепит?
У меня негативное отношение к этому письму, говорю сразу. Складывается впечатление, что теперь наш общепит, кроме уже имеющихся бумаг, будет плодить еще больше бумаг, вместо того, чтобы кормить людей.
«Правила направлены как на защиту прав потребителей, так и детально регламентируют их взаимодействие с хозяйствующими субъектами, предотвращая тем самым конфликтные ситуации в сфере общественного питания.
Правилами устанавливаются требования к доведению до потребителя во всех случаях необходимого объема информации, на основании которого должна быть обеспечена возможность осуществления правильного выбора услуг».
И сейчас, благодаря той информации, которую я вам процитирую, вы, зайдя в кафешку или в ресторан, сможете получить правильные услуги. Но у меня к вам сразу будет вопрос: а оно вам надо?
«Установлено, в частности, что исполнитель обязан довести до сведения потребителей в том числе следующую информацию:
— перечень услуг и условия их оказания;
— наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
— сведения об объеме (весе) порций готовых блюд и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;
— сведения о пищевой ценности продукции (включая калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления)».
Когда я прихожу в ресторан или кафе, я хочу есть. Меня не интересует, сколько там микроэлементов, витаминов, не говоря уже о том, кто это измерял, и какими приборами это доказано. Вес. Ну, послушайте, кто из вас пойдет взвешивать это мясо? Весь этот регламентирующий дурдом создает дополнительные проблемы в работе кафе или ресторана. Подобные документы лишь создают препятствия в отрасли общепита, которая и так находится в ж@пе из-за всех этих карантинов.
Короче, уважаемые налогоплательщики и потребители услуг общепита, вам это надо или нет? Напишите честно. Но по мне, это сизифов труд, это дополнительная бестолковая работа для общепита и никакой защитой прав потребителей тут и не пахнет.
Спасибо и удачи в делах.
Источник
Вопрос: Предприятия общественного питания обязаны указывать в меню сведения о калорийности блюд и напитков. Каким именно образом производится расчет калорийности? На основании какого нормативного документа проверяющие органы сверяют «правильность» этих данных? Предусмотрен ли штраф за их неправильное указание, или достаточно только факта указания калорийности в меню? («Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», N 5, май 2012 г.) | ГАРАНТ
Предприятия общественного питания обязаны указывать в меню сведения о калорийности блюд и напитков. Каким именно образом производится расчет калорийности? На основании какого нормативного документа проверяющие органы сверяют «правильность» этих данных? Предусмотрен ли штраф за их неправильное указание, или достаточно только факта указания калорийности в меню?
Согласно п. 12 Правил оказания услуг общественного питания*(1) исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В перечне такой информации присутствуют в том числе сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением ГМО организмов).
Необходимая информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг (п. 13 Правил оказания услуг общественного питания). Аналогичные требования содержатся в ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». В пункте 6.8 ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия»*(2) также говорится о том, что при реализации продукции общественного питания исполнитель услуг обязан предоставить потребителям информацию, содержащую среди прочего сведения о пищевой ценности продукции общепита (химическом составе и калорийности).
Итак, представленные положения свидетельствуют о том, что предприятие общественного питания обязано указывать в меню сведения о калорийности блюд и напитков. Нарушение данного требования служит основанием для привлечения его к административной ответственности. Так, согласно п. 1 ст. 14.18 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), изготовителе, продавце, исполнителе и режиме их работы влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц — в размере от 500 до 1 000 руб.;
— на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность в силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ как должностные лица, если настоящим кодексом не установлено иное. Примеры, когда предприятие общепита привлекалось за отсутствие такой информации, имеются (см., например, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011 N А60-5836/2011).
Теперь о том, каким именно образом производится расчет калорийности. Согласно п. 6.9 ГОСТ Р 50763-2007 пищевая ценность характеризуется содержанием белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и калорийностью в 100 г блюда (изделия) и определяется в продукции общественного питания, изготовляемой предприятиями общепита всех типов и форм собственности. Выявляется этот показатель расчетным способом на основе данных химического состава блюд и кулинарных изделий по методикам, изложенным в Методических указаниях по лабораторному контролю качества продукции общественного питания*(3), или лабораторными методами — по содержанию в продукции массовой доли сухих веществ, белков и жира (п. 8.5 ГОСТ Р 50763-2007). В пункте 5.3.3 ГОСТ Р 53105-2008 «Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию»*(4) также говорится о том, что пищевая ценность блюда (изделия) определяется расчетным или лабораторным методом.
Роспотребнадзор в Письме от 10.08.2007 N 0100/7983-07-31 разъяснял, что для проведения расчетов пищевой и энергетической ценности блюд и кулинарных изделий, расчета состава пищевых продуктов в РФ используются данные, приведенные в сборниках «Химический состав пищевых продуктов (справочные таблицы содержания основных пищевых веществ энергетической ценности пищевых продуктов)» (под редакцией проф. Скурихина И.М. и проф. Волгарева М.Н., 1987) и «Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания. Справочник» (Скурихин И.М., Тутельян В.А., 2007). Для получения данных по химическому составу ряда зарубежных продуктов и экзотических пищевых ингредиентов Роспотребнадзор рекомендовал использовать издание «Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов. Справочник» (МакКанс и Уиддоусон, 2006).
При этом Роспотребнадзор отмечал, что ни одно справочное издание по химическому составу и пищевой ценности продуктов не включает в себя исчерпывающий список продовольственного сырья и пищевых ингредиентов, и поэтому расчет пищевой и энергетической ценности блюд и кулинарных изделий требует проведения исследований содержания пищевых веществ и энергетической ценности пищевой продукции. Такие исследования по определению содержания пищевых веществ и энергетической ценности пищевой продукции (в том числе готовых блюд и кулинарных изделий) могут проводиться на базе научно-исследовательских институтов.
В настоящее время разработаны и программные продукты, предназначенные для расчета калорийности, содержания белков, жиров, углеводов и т.д. предприятиями общественного питания. Кроме того, в некоторых печатных изданиях, предназначенных для предприятий общепита, освещены вопросы порядка обсчета пищевой и энергетической ценности блюд и изделий*(5).
Каким образом будет рассчитываться пищевая ценность блюд и напитков (самостоятельно или путем заключения соответствующего договора, например, с научно-исследовательским институтом), каждое предприятие решает самостоятельно. Отметим также, что какого-то отдельного нормативного документа, на основании которого контролирующий орган сверяет «правильность» указанных в меню сведений о калорийности, нет. Сделать он это сможет на основании тех же документов, какие будут использовать предприятия общепита для расчета (справочные издания по химическому составу и пищевой ценности продуктов, Методические указания по лабораторному контролю качества продукции общественного питания).
В отношении вопроса, касающегося штрафа за неправильное указание сведений о калорийности блюд и напитков в меню, отметим следующее. Представленные выше положения свидетельствуют, что необходимая информация должна быть достоверной. Соответственно, «неправильные» сведения о калорийности блюд и напитков также могут стать основанием для привлечения заведения питания к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 14.18 КоАП РФ. При этом анализ арбитражной практики, а также отчеты с официальных сайтов территориальных отделений Роспотребнадзора свидетельствуют о том, что предприятия общепита привлекаются пока лишь за отсутствие таких сведений в меню. Информации о том, что заведение питания было привлечено к ответственности за неправильные данные о калорийности, мы не нашли, хотя это, конечно же, не является основанием для того, чтобы указывать их в меню формально, тем более что при проведении проверок, как организовано питание отдельных категорий населения, в частности обучающихся в образовательных учреждениях, Роспотребнадзор регулярно осуществляет отбор проб на калорийность и соответствие химического состава блюд установленным требованиям.
Н.В. Лебедева,
редактор журнала
«Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение»
1 мая 2012 г.
«Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», N 5, май 2012 г.
————————————————————————-
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.
*(2) Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 474-ст.
*(3) Одобрены Минздравом СССР 23.10.1991 N 122-5/72, рекомендованы Минторгом СССР от 11.11.1991 N 1-40/3805.
*(4) Утверждены Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 514-ст.
*(5) Например, в Сборнике нормативных и технических документов, регламентирующих производство кулинарной продукции. ч. 4 / под общ. ред. В.Т. Лапшиной. 3-е изд., изм. и доп. — М.: Хлебпродинформ, 2006. 784 с.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства «Аюдар Инфо»
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы — это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО «Аюдар Инфо»
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)
Источник
Почему в меню важно указывать состав блюд?
После приема пищи в эко-ресторане «Алтика» у ребенка появились признаки аллергической реакции. Лишь быстрая реакция родителей и вовремя принятые лекарства спасли жизнь и сохранили здоровье ребенку.
Однако созданная угроза здоровью и жизни потребителя побудила родителей обратиться в правоохранительные органы.
Установлено, что в меню ресторана при обозначении блюд не указан их состав, что не позволяет сделать правильный выбор и в ряде случаев способствует созданию угрозы здоровью и жизни потребителей.
Согласно требований Закона РФ «О защите прав потребителей» и «Правил оказания услуг общественного питания», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997г. № 1036, потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация о составе (входящих основных ингредиентов) предлагаемой продукции общественного питания.
За выявленные нарушения на управляющего ресторана наложен штраф. Юридическому лицу выдано Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Необходимо отметить, что в процессе рассмотрения административного дела рестораном представлено новое меню, составленное в соответствии с требованиями Закона, с указанием полного состава предлагаемых посетителям блюд.
Обращаем внимание потребителей, что отношения в области защиты прав потребителей при оказании услуг общественного питания регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей), Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036 (далее — Правила).
На вывеске организации общественного питания должна размещаться следующая информация: фирменное наименование (наименование) организации; место ее нахождения (адрес); тип, класс и режим работы.
Индивидуальный предприниматель также должен предоставить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию (розничная продажа алкогольной продукции), то он обязан довести до потребителя информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем, которая размещается в удобных для ознакомления потребителем местах (уголок потребителя).
Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация должна содержать:
- перечень услуг и условия их оказания;
- цены в рублях и условия оплаты услуг;
- наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
- сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;
- сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);
- обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга;
- правила оказания услуг общественного питания.
Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей на русском языке посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. Причем, потребитель должен иметь возможность ознакомиться с информацией, как в зале, так и вне зала обслуживания.
Оказать услугу исполнитель обязан любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением ее заказать, на условиях, согласованных сторонами.
При этом исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей (запрет курения, запрет на нахождение в верхней одежде и другие правила, не противоречащие законодательству РФ).
Зачастую, при входе в некоторые заведения общественного питания можно встретить объявление о праве охраны отказать в посещении без объяснения причин. Это в свою очередь ограничивает права потребителей, ведь заведение обязано предоставлять свои услуги любому обратившемуся потребителю, причем условия должны быть одинаковы для всех. К тому же посетитель имеет право на получение всей необходимой информации, в т.ч. и по условиям прохода в заведение. Таким образом, формулировка «без объяснения причин» противоречит нормам закона. Информация должна быть полной и не должна носить дискриминирующий характер.
Во всех организациях общественного питания есть возможность осуществить предварительный заказ стола – Правила оказания услуг общественного питания позволяют это сделать. Он может быть оформлен письменно, либо посредством телефонной, электронной или иной связи. Если за «бронирование» взимают деньги – это не противоречит законодательству, но впоследствии эта сумма должна быть зачтена в счет заказа.
Предварительный заказ оформляется документом, содержащим такие необходимые сведения, как: а) наименование исполнителя; б) ФИО потребителя; в) вид услуги, ее цена и условия оплаты; г) даты приема и исполнения заказа; д) условия выполнения услуги; е) ответственность сторон; ж) должность лица, ответственного за прием и оформление заказа; з) подпись лица, принявшего заказ; и) другие сведения.
При оплате заказа, потребителю должны выдать документ, подтверждающий внесение денег (кассовый чек, счет или другие).
Услуги непременно должны быть оказаны потребителю в сроки, согласованные с ним.
Право потребителя на отказ от заказанной им услуги закреплено в ст. 32 Закона о защите прав потребителей и п. 27 Правил. При отказе от заказанной услуги потребитель обязан оплатить тому же ресторану фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.
Таким образом, при заключении договора об оказании услуг по организации и проведению банкетов, предприятия общественного питания не вправе включать в его текст условие о том, что при отказе потребителя от данных услуг, внесенная сумма предоплаты возврату не подлежит. Исполнитель имеет право претендовать ровно на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора. Причем все расходы должны быть подтверждены документально.
Если потребитель хочет взвесить блюдо, то исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции. Для проверки потребителем правильности меры и веса приобретенного блюда на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование (весы). Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.
При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору: а) назначить исполнителю новый срок; б) потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу; в) отказаться от исполнения договора об оказании услуги.
Если потребитель обнаружит недостатки оказанной услуги, то он в силу п. 26 Правил вправе по своему выбору потребовать: а) безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общепита; б) уменьшения цены оказанной услуги, включая продукцию общепита; в) безвозмездного повторного изготовления продукции общепита надлежащего качества.
Кроме того, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
Претензии к исполнителю услуг лучше всего оформлять письменно, в двух экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).
Специалисты Управления обращают внимание потребителей, что в случае обнаружения фактов нарушения потребительских прав при получении некачественной услуги общественного питания, можно обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический,173 с письменным заявлением, приложив к нему ответ исполнителя на вашу жалобу. За консультацией обращайтесь на телефон по телефону: (38822) 6-42-41
Источник