Как рассчитывать калории огэ биология
Содержание статьи
ОГЭ-2020 по биологии для 9 класса | Задание 31 — варианты с ответами и разбором решения
-летняя Дарья в осенние каникулы посетила Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»». Перед началом экскурсии Дарья позавтракала в местном кафе быстрого питания. Девушка заказала себе на первый завтрак следующие блюда и напитки: омлет с ветчиной, маленькую порцию картофеля фри, овощной салат и стакан сладкого сильногазированного напитка.
Определите: рекомендуемую калорийность первого завтрака, если Дарья питается четыре раза в день; реальную калорийность первого завтрака; количество углеводов в блюдах и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.
Таблица
Энергетическая и пищевая ценность продукции кафе быстрого питания
Блюда и напитки | Энергетическая ценность (ккал) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) |
Сэндвич с мясной котлетой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, говядина) | ||||
Сэндвич с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) | ||||
Сэндвич с куриной котлетой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) | ||||
Омлет с ветчиной | ||||
Салат овощной | ||||
Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки) | ||||
Картофель по-деревенски | ||||
Маленькая порция картофеля фри | ||||
Мороженое с шоколадным наполнителем | ||||
Вафельный рожок | ||||
Сладкий сильногазированный напиток | ||||
Апельсиновый сок | ||||
Чай без сахара | ||||
Чай с сахаром (две чайные ложки) |
Таблица
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Таблица
Калорийность при четырёхразовом питании (от общей калорийности в сутки)
Константин, защитник хоккейной команды, после вечерней тренировки решил поужинать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц и , предложите Константину оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты во время тренировки, продолжавшейся час минут. При выборе учтите, что Константин обязательно закажет омлет с ветчиной.
В ответе укажите: энергозатраты спортсмена во время тренировки; заказанные блюда; калорийность ужина и количество углеводов в нём.
Таблица
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Блюда и напитки | Энергетическая ценность (ккал) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) |
Сэндвич с мясной котлетой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, говядина) | ||||
Сэндвич с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) | ||||
Сэндвич с куриной котлетой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) | ||||
Омлет с ветчиной | ||||
Салат овощной | ||||
Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки) | ||||
Картофель по-деревенски | ||||
Маленькая порция картофеля фри | ||||
Мороженое с шоколадным наполнителем | ||||
Вафельный рожок | ||||
Сладкий сильногазированный напиток | ||||
Апельсиновый сок | ||||
Чай без сахара | ||||
Чай с сахаром (две чайные ложки) |
Таблица
Энергозатраты при различных видах физической активности
-летняя Татьяна в студенческие зимние каникулы посетила Тобольск. Перед началом экскурсии «Тобольский кремль – шедевр каменного зодчества» она пообедала в местном кафе быстрого питания. Девушка заказала себе следующие блюда и напитки: маленькую порцию картофеля фри, Фреш МакМаффин, салат «Цезарь» и апельсиновый сок. Используя данные таблиц , и , определите: рекомендуемую калорийность обеда, если Татьяна питается четыре раза в день; энергетическую ценность заказанного обеда; количество углеводов в блюдах и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.
Таблица
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Блюда и напитки | Энергетическая ценность (ккал) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) |
Сэндвич с мясной котлетой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, говядина) | ||||
Сэндвич с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) | ||||
Сэндвич с куриной котлетой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) | ||||
Омлет с ветчиной | ||||
Салат овощной | ||||
Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки) | ||||
Картофель по-деревенски | ||||
Маленькая порция картофеля фри | ||||
Мороженое с шоколадным наполнителем | ||||
Вафельный рожок | ||||
Сладкий сильногазированный напиток | ||||
Апельсиновый сок | ||||
Чай без сахара | ||||
Чай с сахаром (две чайные ложки) |
Таблица
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Таблица
Калорийность при четырёхразовом питании (от общей калорийности в сутки)
Александр, любитель катания на роликовых коньках, поехал на двухчасовую прогулку по улицам Нижнего Новгорода. После он решил перекусить в одном из ресторанов быстрого питания. Используя данные таблиц и , предложите Александру оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков, чтобы компенсировать его энергозатраты на прогулке на роликовых коньках. При выборе учтите, что Александр обязательно закажет фреш макмаффин и мороженое с шоколадным наполнителем.
В ответе укажите: энергозатраты на прогулке на роликовых коньках; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность продуктов, которая не должна превышать энергозатраты на прогулке, и количество белков в них.
Таблица
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Блюда и напитки | Энергетическая ценность (ккал) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) |
Сэндвич с мясной котлетой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, говядина) | ||||
Сэндвич с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) | ||||
Сэндвич с куриной котлетой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) | ||||
Омлет с ветчиной | ||||
Салат овощной | ||||
Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки) | ||||
Картофель по-деревенски | ||||
Маленькая порция картофеля фри | ||||
Мороженое с шоколадным наполнителем | ||||
Вафельный рожок | ||||
Сладкий сильногазированный напиток | ||||
Апельсиновый сок | ||||
Чай без сахара | ||||
Чай с сахаром (две чайные ложки) |
Таблица
Энергозатраты при различных видах физической активности
Показать разбор
Источник
Решение задач по теме: «Нормы питания. Энергозатраты человека и пищевой рацион»
Практическая работа:
Решение задач по теме « Нормы питания. Энергозатраты человека и пищевой рацион»
При решении задач пользуйтесь данными таблиц.
Таблица 1
Таблица 2
Задание №1
Ольга, мастер спорта по большому теннису, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В свободное время между двумя тренировками девушки решили пообедать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Ольге оптимальное по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты утренней двухчасовой тренировки.
При выборе учтите, что Ольга любит сладкое и обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем, а также сладкий напиток. Однако тренер просил Ольгу потреблять блюда с наибольшим содержанием белка.
В ответе укажите энергозатраты утренней тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.
Задание №2
Сергей и Даша поехали в выходные кататься на велосипедах за город. На обратном пути после трехчасовой небыстрой прогулки они решили заехать перекусить в один из ресторанов быстрого питания. Какое меню Вы им предложите, чтобы компенсировать их энергозатраты, если Даша старается есть только растительную пищу и курицу и ограничивает себя в сладком, а Сергей любит мясные блюда?
В ответе укажите энергозатраты прогулки и рекомендуемые блюда с их энергетической ценностью.
Задание №3
Маша и Таня катались на роликовых коньках в течение 2 часов, после чего решили перекусить в одном из ресторанов быстрого питания. Рассчитайте, что стоит съесть каждой из них, чтобы компенсировать их энергозатраты. При выборе учтите, что Таня очень любит сладкое и предпочитает не есть мясо (при этом ест птицу), а Маша любит есть жирные мясные блюда и не мыслит обеда без газировки.
В ответе укажите энергозатраты катания и рекомендуемые блюда с их энергетической ценностью.
Задание №4
Семья Ульяновых (Сергей, Галина и их 10-летний сын Яков) собралась в байдарочный поход на реку на выходные (2 полных дня и 1 ночёвка). Ульяновы планируют проводить на воде по 8 часов в день с остановкой на небольшой перекус рыбными консервами. Перед приготовлением ужина Сергей потратит около 30 минут на рубку дров, а Яков погуляет около часа по окрестностям в поисках ягод. Помогите Галине рассчитать, сколько и каких продуктов надо взять с собой. Учитывайте, что Яков будет грести в 2 раза слабее, чем его родители. Покажите свои расчёты, напишите, какие приёмы пищи и какие блюда вы выбрали для Ульяновых.
Ответы на задачи по теме «Нормы питания. Энергозатраты человека и пищевой рацион»
(Задачи из сайта «Решу ОГЭ биология»)
Задача №1
Верно указаны следующие элементы ответа:
1) Энергозатраты тренировки — 900 ккал.
2) Рекомендуемые блюда: мороженое с шоколадным наполнителем, двойной МакМаффин, салат овощной, чай с сахаром (две чайных ложки).
3) Калорийность рекомендованного обеда (325+425+60+68) = 878 ккал, количество белков — 48 г.
Задача №2
1. Каждый из пары потратил 810 ккал.
2. Сергею стоит заказать двойной МакМаффин (425 ккал), маленькая порция картофеля-фри (225 ккал) и газировка (170 ккал).
Возможно любое сочетание продуктов, но двойной МакМаффин должен присутствовать обязательно, сумма калорий должна быть 810±20 ккал.
3. Даше стоит заказать салат Цезарь (250 ккал), картофель по-деревенски (315 ккал) и апельсиновый сок (225 ккал). Возможно любое сочетание продуктов без мяса, мороженого и сладкого чая, сумма калорий должна быть 810±20 ккал.
Задача № 3
Каждая из девушек потратила 900 ккал за время катания на роликовых коньках.
2. Тане надо заказать салат Цезарь (250 ккал) и картофель по-деревенски (315 ккал) и мороженое с шоколадом (325 ккал). Возможно любое сочетание продуктов без мяса, мороженное должно присутствовать обязательно, сумма калорий должна быть 900±20 ккал.
3. Маше надо заказать двойной МакМаффин (425 ккал), картофель по- деревенски (315 ккал) и газировку (170 ккал).
Возможно любое сочетание продуктов, но двойной МакМаффин должен присутствовать обязательно, сумма калорий должна быть 900±20 ккал.
Задача №4
1. Поскольку 8 часов — это 480 минут, два дня по 8 часов — это 960 минут. При гребле энергозатраты взрослых составляют 4,5 ккал/мин, а энергозатраты Якова 2,25 ккал/мин. Поэтому за 2 дня гребли Ульяновы потратят:
960 · (4,5 (Сергей) + 4,5 (Галина) + 2,25 (Яков)) = 10 800 ккал.
2. На рубку дров Сергей тратит 9,5 ккал/мин, за 30 минут это составит 30 · 9,5 = 285 ккал.
3. Во время прогулки Яков тратит 4,5 ккал/мин, за 60 минут это составит 60 · 4,5 = 270 ккал.
4. Тем самым, общие энергозатраты семьи за два дня составят 11 355 ккал.
Для восполнения энергозатрат необходим в первый день перекус на воде и ужин, а во второй день — завтрак и перекус на воде. В качестве ответа принимается любое меню с энергетической ценностью около 11 000 ккал, включающее 2 банки тушёнки, 4 банки шпрот, крупу для каши на завтрак и соответствующий гарнир на ужин.
Примечание.
Более правильным был бы вопрос не о том, какие продукты надо взять с собой, а о том, какое меню позволит восполнить описанные в условии энергозатраты. Это не одно и то же: например, мы не учли энергозатраты на базовый обмен веществ и поддержание температуры тела. Конкретные значения зависят от пола, возраста и массы тела, но ясно, что только за время сна семья потратит не одну тысячу калорий.
Источник
Алгоритм решения 31 задания ОГЭ по биологии на умение определять энергозатраты при различной физической нагрузке, составлять рационы питания
Методические рекомендации по подготовке учащихся к выполнению задания №31 государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
Третье задание второй части (№ 31) имеет высокий уровень сложности и требует от экзаменуемого сформированности умений вычислять энергозатраты при различной физической нагрузке, составлять рацион питания в соответствии с условиями ситуационной задачи. В предлагаемых заданиях экзаменуемый должен учитывать не только физические, но и гендерные отличия, возраст, образ жизни и пищевые пристрастия подростка или молодого человека.
Задание 31 представляет собой ситуационную биологическую задачу, проверяющую умение обучающего вести учёт энергозатрат организма и энергетической ценности пищи.
Контекст задания базируется на проверке умений работать не только со статистическими данными, приведёнными в таблицах, но и на способности учитывать конкретные условия задачи, где подросток или молодой человек оказывается в ситуации приближенной к реальной.
Отбор статистических данных для задания 31 осуществлен с учетом доступности, актуальности и соответствия биологическому содержанию, изучаемому в основной школе, а также познавательного интереса учащихся. Учитывались и возможности объективной проверки конкретных знаний, умений и видов деятельности, удовлетворяющих требованиям уровня подготовки экзаменуемых.
Введение в экзаменационные материалы статистических данных биологического содержания дает возможность проверить следующие предметные и общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
– находить нужную информацию, представленную в таблицах;
– проводить анализ данных, находить явные и скрытые связи, строить на основании сравнений данных собственные умозаключения;
– отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющиеся данные представленные в таблицах;
– соотносить собственные знания с информацией, полученной из данных таблиц.
Задание 31 предполагает краткий ответ и оценивается в 3 балла.
Максимальный балл ставится только в том случае, если экзаменуемый учел все необходимые требования, сформулированные в условии задания.
I . Теоретический материал
Главным условием жизни организма является обмен веществ и энергии (метаболизм).
Энергетические затраты, идущие на поддержание жизни при наибольшем покое, называются основным обменом.
Энергетические затраты при выполнении работы, передвижении в пространстве и т.д. – называются общим обменом.
Различные виды работ вызывают разные энергозатраты организма.
Энергозатраты организма выражаются в килокалориях (ккал).
При оценке и составлении пищевых рационов необходимо учитывать следующие условия .
1. Калорийность пищевого рациона должна соответствовать расходу энергии, которая слагается из:
а) основного обмена (затраты при мышечном покое, натощак и при температуре комфорта);
б) надбавки на деятельное состояние организма без работы (бытовые траты), составляющей 25-30% основного обмена (на 8 часов нерабочего времени);
в) надбавки на работу – величина, которая зависит от характера профессионального труда;
г) надбавки на специфически динамическое действие пищи (15% суточного основного обмена).
2. Соотношение пищевых веществ должно обеспечивать оптимальную усвояемость и более полное использование их.
Пищевой рацион каждого человека должен содержать белки, жиры и углеводы, необходимые для пластических целей, включающие потенциальную химическую энергию равную энергии общего обмена.
Важно, чтобы одновременно с белками, жирами и углеводами в организм поступали и витамины, являющиеся коферментами обменных процессов.
Наилучшим соотношением белков, жиров и углеводов является 1:1:3 в младшем детском возрасте, 1:1:4 в старшем школьном возрасте, 1:2,7:4,7 у взрослых. Энергия, освобождаемая в организме при утилизации 1 г белков и углеводов, равна 4,1 ккал, а при утилизации 1г жиров – 9,3 ккал.
Для детей характерна повышенная потребность в белках. Для детей до 3 лет необходимо в сутки – 4 г белков на 1кг веса, для детей от 3 до 7 лет – 3,5 г, от 7 до 11 лет – 3 г, от 11 до 15 лет – 2,5 г, от 15 до 17 лет – 2 г и для взрослых – 1,5 г.
Зная вес и возраст человека, нетрудно составить набор продуктов, содержащий нужное количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов. Умножив полученные данные на соответствующие коэффициенты, можно получить количество энергии, которое эти питательные вещества могут дать организму. Сравнив это количество с общим обменом человека, можно рассчитать энергетический баланс организма и внести соответствующие коррективы.
Питаться необходимо 3–4 раза в день. Наиболее целесообразно четырехразовое питание. Примерное распределение калорийности суточного режима характеризуется следующими цифрами (в %):
Завтрак | Обед | Полдник | Ужин | |
Четырехразовое питание | 30 – 35 | 35 – 40 | 5 –10 | 25 – 30 |
Трехразовое питание | 30 | 45 | – | 25 |
3. Пищевые вещества должны поступать с продуктами как растительного, так и животного происхождения.
4. Пища должна быть вкусной и достаточной по объему.
Полноценность пищи в количественном отношении должна полностью покрывать энергетические затраты организма.
II . Практический материал
Алгоритм решения 31 задания ОГЭ по биологии на умение определять энергозатраты при различной физической нагрузке, составлять рационы питания
1. Внимательно прочитайте задачу.
2. Подчеркните в тексте задачи важную информацию: Кто? Сколько лет, чем занимаются? (плавание, езда на велосипеде…), сколько времени, что предпочитают есть? Что надо рассчитать, на какие вопросы ответить?
3. Переведите часы в минуты:
1 ч. – 60 мин., 1,5 ч. – 90 мин., 2 ч. – 120 мин…
4. Найдите в данных таблицах нужные сведения (энергетическая стоимость какого-либо вида деятельности).
5. Рассчитайте энергозатраты с учетом времени, если это требуется:
Энергозатраты = энергетическая стоимость × на минуты.
6. Подберите нужное менюдля завтрака, обеда или ужина. Сумма калорий различных блюд должна соответствовать энергозатратам (допускается отклонение ± 10 ккал). В некоторых задачах говорится, что калорийность не должна превышать энергозатрат! Обратите внимание, что чай можно взять с одной (34 ккал, 7 г углеводов) или двумя (68 ккал, 14 г углеводов) ложками сахара.
7. Если требуется рассчитать отношение количества поступивших с пищей белков, жиров или углеводов к их суточной норме используйте метод пропорции.
8. Еще раз прочитайте задачу. Расчетов может быть несколько!
9. Оформите решение задачи:
1) Определите энергозатраты.
2) Составьте меню в таблице:
Блюда | Калорийность (ккал) | Содержание белков, жиров или углеводов (г) |
Итого: |
3) Сделайте дополнительные расчеты.
Источник